Бурное развитие индустрии многие художники и деятели искусства восприняли как прямую угрозу искусству. Протест против фабричного изготовления предметов декоративно-прикладного искусства (мебели, посуды, керамики, декоративных тканей) возник сначала в Англии. Этот протест выразился прежде всего в теоретических работах Джона Рескина (1814-1900) и деятельности Вильяма Морриса (1834-1896), который пытался возродить средневековое ремесло и ручную технику. Своеобразным пропагандистом идей В. Морриса являлся его собственный дом в Итоне, построенный по проекту Ф. Уэбба. В своей практической деятельности Моррис обращался главным образом к средневековому искусству. Изделия мастерских отличались высокими формальными достоинствами по сравнению с промышленной продукцией и успешно выдерживали сравнение со старинными вещами. Однако моррисовские гобелены, ковры, бронза, переплеты, декоративные ткани и т.д. воспринимались как антиквариат, как "современная старина". Девиз деятельности Морриса - красота и удобство. Он первый сделал своим основным принципом борьбу за качество всех тех изделий, которые образуют предметную среду жилище. Моррис нашел последователей и в других европейских странах. В последнее десятилетие XIX в. в большинстве европейских стран развивается новый стиль в буржуазном искусстве - модерн (франц. moderne-новейший, современный), который был призван обновить все художественное оформление буржуазного быта. Архитекторы и художники искали новые пути в искусстве. Они хотели выявить соответствие новых форм современным материалам: железобетону, металлу, стеклу, новым техническим требованиям. По-новому решается архитектура жилища, которое начинает трактоваться как единый взаимодействующий организм, который должен удовлетворить не только материальные, но и духовные потребности человека. Создается новая функциональная схема жилого дома. Отбрасывается принцип симметрии и анфиладности построения жилья. Обособляется группа парадных помещений, включающая гостиную, столовую, кабинет хозяина. Столовая оборудуется уже с соблюдением не только художественных, но и специальных гигиенических требований. В центре ее размещается круглый или прямоугольный стол, сервируемый фарфором и серебром, украшенный цветами в вазах. Буфет (или сервант) служит для показа красивой утвари и посуды. Кабинет сочетает в себе функции рабочего места и места для деловых встреч. Отсюда сдержанный характер его оборудования и оформления, спокойная цветовая гамма. Все помещения этой группы связаны вестибюлем, оборудованным вешалкой или гардеробом для верхнего платья. Другая группа помещений - жилые комнаты семьи. Самая большая из них, предназначенная для отдыха семьи и семейной трапезы, меблирована большим столом, шкафом или буфетом, стульями, иногда софой. Мебель здесь проще и практичнее. Основным побудительным мотивом всех новшеств стал поиск неповторимо индивидуальных решений и в композиции интерьера, и в формах утвари, мебели и даже орнаменте. Для модерна стали характерны живописность, рисованность. пластичность форм, текучие "растительные" линии, которые очерчивают переплеты окон, порталы, стулья, светильники, волнисто повторяются в рисунке обоев. Орнамент маскирует конструктивное решение архитектурных элементов интерьера мебели. Волнистые очертания придаются и металлу, и штукатурке, и дереву, и бетону. Сочетание различных фактур и материалов - естественных фактур, крашеных поверхностей дерева, всевозможных видов инкрустации из стекла и керамики, накладок из металла, полированного или прочеканенного-подчинено избранному ритму и художественной теме. Все формы и тона организуются не по принципу контраста, сопоставления, а скорее повтором, уподоблением, унисоном. Первой страной, в которой возникло новое направление в прикладном искусстве, была Бельгия. Главная роль в становлении нового движения принадлежала архитектору Анри Ван де Вельде (1863-1957). С именем Ван де Вельде связано открытие в Париже в 1895 г. художественного магазина-салона "Ар нуво", давшего наименование целому периоду в европейском прикладном искусстве. По приглашению немецких художников и промышленников Ван де Вельде переехал в Берлин, где в 1898 г. было основано специальное общество, поставившее своей задачей приобретать и выполнять его проекты. В Германии он опубликовал ряд статей и книгу "Возрождение современного прикладного искусства", в которой суммировал свои принципы.
|