Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Скульптура / Религиозная скульптура

Религиозная скульптура

<<назад
Статьи

Религиозная скульптура
Скульптура Древнего Египта
Скульптура Древней Греции
Древнерусская скульптура
Необычная скульптура
Храмовая скульптура Индии
Древняя китайская скульптура
Скульптура 18 века
Скульптура из бронзы
Скульптура в доме
Фигура в индийской скульптуре
Металлическая скульптура Мюнхена
Эрмитаж
Органическая архитектура и парковая скульптура
Архитектура и скульптура Месопотамии
Архитектура и скульптура Крита. Эгейская культура
Архитектура и культура этрусков
Архитектура и культура империи Каролингов
Архитектура и скульптура Мезоамерики. Инкская культура
Архитектура стран Востока
Архитектура романского стиля
Архитектура и скульптура барокко
Скульптура малых форм. Мелкая пластика
Золотой фонд скульптуры
И сразу все понятно 1
И сразу все понятно 2
Скульптура и ее расположение. Не памятник красит место
Женские образы в скульптуре
Воспетые в камне герои
Скульптура и живопись
Еще о мемориальных досках
Церетели. Авторская скульптура - скульптура без границ
Пермская деревянная скульптура
Скульптура и резьба по дереву
Искусство древнего Египта
Подделки как эталон спроса
Свойства, техника и задачи скульптуры
Скульптура - это...
Движение действия и пространственное движение
Скульптуры: жанры и виды
Великие скульптуры
Скульптура как ремесло и искусство
История развития скульптуры
Коллекция Государственного Русского Музея
Полезные советы
Коллекции

Творения признанных мастеров
Современная скульптура
Люди СССР в коллекции Алексея Галушкова
Животные в коллекции Алексея Галушкова
Сказочные персонажи в коллекции Алексея Галушкова
Советские дети в коллекции Алексея Галушкова
Скульптуры из старых автозапчастей австралийского скульптора Джеймса Корбетта
Слоники
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Религиозная скульптура - одна из самых загадочных страниц в истории нашей культуры. С тех пор, как во второй половине прошлого века в обществе возник интерес к своему историческому прошлому, множество научных и популярных трудов было посвящено древнерусскому искусству.

Вновь открыта и причислена к памятникам высокой живописи иконопись. Оценены замечательные произведения декоративно-прикладного искусства. На соборы и монастыри взглянули как на достижения архитектуры.

И только о скульптуре не было сказано почти ничего, хотя известно, что рельефные и круглые изваяния находились почти в каждом храме.

Что же послужило основой создания мифа об отсутствии скульптуры в сакральном пространстве православного храма? Церковь и верующие всегда достаточно категорично отрицают возможность существования скульптуры в сфере искусств православного христианства, мотивируя это рядом запретительных актов, изданных Синодом еще в восемнадцатом веке.

Однако это еще не означало полного отказа от пластики. Русская сакральная скульптура всегда была рядом с нами. Мы ее просто не замечали. Воистину, нет лучшего места для сокрытия чего-либо, чем поместить это на виду.

При этом само слово скульптура, отягощенное воспоминаниями о языческих идолах, практически было выведено из терминологии православного искусства. Его заменили слова икона, образ.

Перейдя в раздел иконописи, скульптура, обозначенная как рельефная икона, приняла условия, диктуемые живописным произведениям, от иконографии до использования иконописных технологий. Таким образом, появился особый сплав, синтез живописи и скульптуры.

Кажется, что эти ожившие фигуры, раздвинув тесные иконные рамки, вышли в наше пространственное поле. Их цветовая гамма, хранящая воспоминания об иконописном каноне, отличается насыщенностью колорита и благородством тональных сочетаний.

Ангелы в лазоревых, синих, золотых одеждах, пурпурные и оранжевые с тонким золотым рисунком хитоны святых, скупые жесты, рдеющий румянец на скорбных лицах, пронзительные глаза.

Все фигуры отмечены особым ощущением предстояния. Кажется, что каждая из них ведет свой диалог со зрителем, и при этом погружена только в себя. Так, например, у Распятия не сохранился крест. Только фигура без тени смерти и мучительного страдания. И Христос, раскинув руки, парит над собравшимися.

Особый интерес представляет композиция `Спас Полунощный`. Пожалуй, нет другого образа, отмеченного таким разнообразием трактовок, несовпадениями мнений исследователей, вопросами, оставшимися без ответа.

Сюжет композиции, повествующий о последних днях земной жизни Иисуса, редок в иконописи и очень распространен в скульптуре.

Образы "Христа в темнице" при кажущемся стереотипе поз и скованности движения наиболее далеки от канонических требований. Эти несоответствия обнаруживают себя в отдельных, довольно важных фрагментах. Кроме того, наблюдается отход от самого евангельского сюжета.

"Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили ему на голову; и дали ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове" (Евангелие от Матфея, гл.27).

Он сидит, задумавшись, сутуло нагнув шею, не защищаясь от избиений, подперев щеку правой рукой. Слегка раскосые глаза на Его почти монгольском лице смотрят сквозь пространство и время. Вместо канонической багряницы - символа страдания, на Нем набедренная повязка белого цвета, символизирующего чистоту и святость. Крупные красные пятна, обозначающие капли крови, стекающие с тернового венца, покрывают тело. Во всей фигуре аскетизм, подчеркнутый простотой формы.

Популярный образ Спаса Полунощного был особенно распространен в северных землях и находился практически в каждом храме или часовне.

При этом скульптуры как бы жили своей жизнью, имели несколько комплектов специально сшитой одежды, обувь, которую оставляли подле них, так как прихожане были уверены, что в их отсутствие статуи ходят. Воспоминаниями о временах язычества веет от плодов и хлеба, традиционно приносимых в дар и уложенных у ног статуи в маленьких северных сельских церквях.

Практически все произведения русской деревянной скульптуры отмечены монументальностью форм. Фигуры почти всегда расположены фронтально и тяготеют к симметрии, создавая у зрителя чувство покоя и гармонии.

Это диктует произведению определенную статику, которая не является недостатком, а определяет архитектоническое устройство скульптуры. Зато сама пластика объемов необычайно активна. Как правило, это сочетание крупных монолитных форм, поддержанное лаконизмом цветового решения.

Остается надеяться, что русская деревянная скульптура, наконец, вышла из тени забвения. Пластическое наследие русской православной культуры необычайно велико. Оно сохранило для нас все те исторические вехи и стилистические изменения, которые характерны для русского искусства в целом.

Пришло время оценить высокие достижения, своеобразие, художественные особенности искусства деревянной церковной скульптуры.

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь