Вот уже более пяти веков на мировом антикварном рынке одним из самых притягательных предметов является "звонкий, как нефрит и превосходящий блеском иней и снег" фарфор.
В России интерес к фарфору возник ещё в петровское время. Известно, что Петр I не только приобретал готовые фарфоровые изделия, но и заказывал непосредственно в Китае украшенные русским гербом аптекарские сосуды, бритвенные тазики и вазы.
Также при Петре осуществлялись и первые, правда, не имевшие успеха, попытки наладить в России собственное фарфоровое производство путем получения нужных сведений из Китая, подкупа китайских мастеров и приглашения в 1718 г. в Петербург дрезденского арканиста (мастера, владеющего тайной изготовления фарфора), Петера Эггебрехта, который также "дела не сделал".
Надо сказать, что котировавшийся на европейском рынке как предмет роскоши, фарфор являлся ещё и дорогостоящим товаром, которым выгодно было торговать. Поэтому императрица Елизавета Петровна тоже пожелала иметь своё производство фарфора, вследствие чего в 1744 г. под Петербургом была основана Невская порцелиновая мануфактура, впоследствии, с 1765 г. ставшая Императорским фарфоровым заводом. С его деятельностью было тесно связано развитие производства российского фарфора.
Разработал технологию производства фарфора из отечественного сырья талантливый ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов. После многолетних опытов и проб, в начале 1747 г., ему удалось получить первые удовлетворительные результаты, а в 1748 г. были созданы экспериментальные образцы.
На начальной стадии развития фарфора в России (XVIII в.), как и в Европе, при отсутствии разработанной системы декора и форм европейского типа, естественным было стремление подражать китайским образцам. Поэтому в раннем русском фарфоре получили распространение простые, обтекаемые формы чаш, бутылей, ваз. Часто без ручек, наподобие восточных, они нередко дополнялись пластическим декором в стиле рококо.
В "виноградовский" период (1747-1765 гг.) на ИФЗ в большом количестве выделывали фарфоровые табакерки, чрезвычайно разнообразные по форме - "восьмиугольные, овальные, четырехугольные гладкие и резные, пакетовые, круглые...". Следуя дальневосточной традиции, фарфоровым табакеркам нередко придавали форму того, что существовало в природе: плода граната, дыни, яблока, тыквы, виноградной грозди, раковины.
Русские мастера-керамисты стремились не только воссоздать отдельные принципы моделирования форм, но и в росписи раннего фарфора в значительной степени следовали восточной тематике. Среди мотивов декора преобладали изображения бамбука, хризантем, пионов, сосен, фантастических птиц и драконов, то есть разработанный еще в 20-х гг. XVIII в. в Европе живописный декор "индианские цветы". Эта яркая многокрасочная роспись хорошо подчеркивала белизну фарфора.
Особым образом разрабатывались сюжетные росписи, "шинуазри". Фигуры китайцев с музыкальными инструментами среди ажурных фантастических строений и забавных китайчат на фоне условных пейзажей украшали вполне европейской формы чашки, блюдца, тарелки, грушевидные кувшины и разнообразные табакерки "виноградовского" периода.
Источником для подобных композиций могли служить кобальтовые росписи китайского фарфора XVIII в. с изображением мальчиков, играющих в саду. Но если в Китае подобные изображения символизировали пожелание мужского потомства и процветания семьи, что было связано с культом предков, то в росписях русского фарфора подобные сюжеты обретали лишь вид забавных гротесков. Такое, присущее стилю рококо изображение "неуклюжих" большеголовых фигурок в мешковатых одеждах, наблюдающих за полетом птиц, ловящих сачком бабочку, строящих карточный домик или играющих на музыкальных инструментах, было очень далеко от живых экспрессивных персонажей в композициях на китайском фарфоре.
|