В собраниях и коллекциях российских императоров особое место отводилось оружию.
Все царствующие особы Дома Романовых в той или иной степени занимались собирательской деятельностью. Общеизвестны увлечения Петра Великого - основателя Кунсткамеры и Екатерины II, имя которой неразрывно связано с Эрмитажем. Во всех царских собраниях и коллекциях XVII-XX веков особое место отводилось предметам оружия.
Первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович много сил отдал восстановлению царской казны после польско-шведской интервенции начала XVII века. Через несколько лет после восшествия Михаила Федоровича на престол в придворной царской мастерской для него было сделано роскошное оружие: два шлема, пять разных доспехов - юшман, бахтерцы, зерцала, булава, сабля, саадаки, пищали. Часть из этих предметов имела парадное, церемониальное назначение, и относилась к понятию "большого наряда". Но важно отметить, что эти предметы, выполненные в Оружейной палате Московского Кремля, так же, как и подарки, поднесенные царю Михаилу Федоровичу от иностранных государей, составляли группу личного царского оружия. Великолепие этих предметов говорит не только о высочайшем мастерстве их авторов, но и о глубоком понимании их владельца достоинств этого оружия.
Царь Алексей Михайлович прославился своим увлечением соколиной охотой. Кроме того, при нем регулярно устраивались воинские смотры, он лично участвовал в военных походах. И для охоты, для военных нужд Алексей Михайлович использовал личное оружие, которое также было изготовлено в Оружейной палате. Это оружие составляло уже значительную группу.
Комплекты личного оружия Михаила Федоровича и Алексея Михайловича можно отнести к собраниям, которые формировались для практического пользования. Такое собирательство было характерно для богатых русских бояр и дворян XVII века, которые коллекционировали парадное, охотничье и военное оружие. Такие собрания пополнялись специальными заказными работами, выполняемыми лучшими мастерами-оружейниками, многие из которых работали в царской мастерской - Оружейной палате.
Московские оружейники славились своим искусством. Они создавали удивительные по красоте и богатству оформления предметы, применяли серебро и золото, драгоценные камни, кость, перламутр, редкие породы дерева, использовали все известные ювелирные техники - гравировку, чеканку, резьбу, оброн, золочение, инкрустацию, эмаль и т.д. Московские мастера умели превращать охотничье и парадное оружие в произведения искусства, а московские богатые сановники умели ценить эти произведения. Не случайно И. Забелин, рассказывая о русском быте XVII века, писал, что не только во дворце, но и вообще между знатными и богатыми людьми того времени была "охота к редкостям и драгоценностям, к разным узорчатым, хитрым изделиям и курьезным вещицам".
Источниками пополнения личных собраний могли быть дары и подношения оружия - традиционно самого изысканного царского подарка. Так, например, у князя Василия Васильевича Голицына было большое количество оружия, среди шести пар наручей хранились замечательные булатные наручи персидской работы, возможно, подаренные ему в период близости к царскому дому. Кстати сказать, позднее в 1690 году собрание оружия В.В. Голицына попало в царское хранилище с пометкой "из описных животов князей Василия и сына его Алексея Голицыных". Оружейная палата сохранила для нас образцы роскошных царских подарков, присланных из разных стран русским государям, - традиционно большим ценителям и знатокам оружия.
История частного собирательства, в нынешнем понимании этого значения, начинается в следующем, XVIII столетии. С именем Петра Великого связано особое отношение к коллекционированию оружия. С ранних лет, увлекаясь военным делом, он стал собирать свою личную оружейную коллекцию. Как и петровская Кунсткамера, оружейная коллекция предназначалась для научно-познавательных целей, знакомила Петра с достижениями оружейного производства России и иностранных держав конца XVII века. Эти знания помогли Петру Алексеевичу в период разработки новейших образцов вооружения для созданной им русской регулярной армии.
|