Мысли об общем и частном
Неувлеченных в мире нет людей. Каждый чем-то увлечен, чем-то заинтересован, к чему-то имеет склонность, пристрастие. Страсть к накопительству денег, драгоценностей понятна, но незавидна: "скопидом", как и скопец, лишен радости жизни. Иное дело влечение к живописи, кино, театру. Стремление собрать дома любимые предметы, пусть небольшое количество, не отличающиеся высокой стоимостью, но душевно близкие, дорогие, которые хочется показать близким, поговорить о них с друзьями. Они создают уют, поддерживают то, что англичане называют "домашним очагом". И здесь пролегает незримая граница между тягой к чему-то неосознанно нужному и важному и четко определенной страсти, получившей название собирательство, коллекционирование.
Попробуем разобраться в сущности этого универсального во все времена и для всех народов явления, найти корни и выявить суть того, что некоторые склонны считать чудачеством, а другие, возводя в абсолют, отрицают иные радости жизни.
Коллекционеры - счастливые люди
Этот афоризм Гете, собравшего у себя дома на Фрауэрштрассе в Ваймаре различные естественнонаучные и художественные коллекции, как нельзя более точно и емко передает сущность природы коллекционирования, определенного энциклопедическим словарем как "систематизированное собирание однородных предметов, предоставляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес".
Если бы не емкое энциклопедическое "т.п.", то детские собирания фантиков, оберток от жевательной резинки, самоклеящихся наклеек-картинок с диснеевскими персонажами или с неослабевающим интересом подбираемые и систематизируемые серьезными взрослыми карманные календарики, спичечные или пивные этикетки никогда бы не подошли ни под категорию коллекции, ни под понятие коллекционирования, определяющим для которого является ИНТЕРЕС.
Именно в интересе и кроется привлекательность собирательства как такового, вне зависимости, что собирается: марки, монеты, картины, винные бутылки или старинные автомобили. Интерес здесь выступает главным и определяющим моментом и для одного коллекционера, который испытывает подлинное, ни с чем не сравнимое счастье, найдя в конце концов недостающий предмет, который с гордостью может поместить в свою годами собираемую коллекцию. И по отношению общества значимость, ценность коллекции также определяются интересом, проявляемым его членами к конкретному собранию. За примерами далеко ходить не следует - достаточно вспомнить историю художественных собраний Третьяковых, Морозовых, Щукиных.
Значит, в коллекционировании незримо сливаются как психологические мотивы поведения отдельных людей, так и социологические особенности и закономерности этого общественного явления.
О значении коллекционирования в общественной жизни и в развитии личности говорили и писали известные люди. Так, например, Иван Павлов приводил в пример коллекционирование как ярчайшее проявление инстинкта стремления к достижению цели (в самом деле, стремление собрать воедино разрозненные предметы, имеющие однородные признаки); Альберт Эйнштейн подчеркивал, что коллекционирование и, в частности, филателия - это прекрасная форма активного отдыха, когда человек интеллектуального труда, отвлекаясь от повседневного процесса напряженных размышлений и уходя с головой в альбом с марками, переключается на иной лад творческого мысленного обобщения и систематизации находящегося перед его глазами.
В более юмористической форме социально-психологическую сущность коллекционирования передала шведская писательница Туве Янссон в известных сказочных повестях о Муми-троллях, когда один из персонажей скандинавского фольклора - Хемуль, собрав в своем альбоме все-все почтовые марки, вдруг погрустнел и заскучал, поскольку собирать ему оказалось больше нечего...
Не вдаваясь в поиски гносеологических корней и социально-психологической сущности коллекционирования почтовых марок, польские врачи в шестидесятые годы обратили внимание своих зарубежных коллег на доказанные многолетней практикой многочисленные случаи более быстрой и успешной реабилитации детей, перенесших серьезные операции, когда в послеоперационный период их вовлекали в собирание марок. Одновременно с этим немецкие педагоги, подметив, что школьники, увлекающиеся собиранием почтовых марок, делают значительно большие по сравнению со своими одноклассниками успехи в изучении истории и географии, ввели в качестве факультативных занятий филателию в учебные программы начальной и средней школы.
|