Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
официальные ставки на спорт
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Печатная графика / Русский конструктивизм покорил японцев

Русский конструктивизм покорил японцев

Статьи

История плаката
Занятие без названия
Русский конструктивизм покорил японцев
Кратко о печатной графике
Пин-ап - искусство плаката
Коллекции

XX век в плакатах стран мира
Плакаты Второй Мировой войны
Плакаты начала XX века
Плакаты СССР и России
Пин-ап
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Часто название выставки не раскрывает богатства ее экспонатов. Это наглядно подтвердила выставка "Плакаты в Утопии. Графика и дизайн русского конструктивизма", которая в начале апреля 2003 г. открылась в Музее искусств города Кавасаки. Посетивший эту выставку может увидеть и узнать гораздо больше, чем предлагает ее название.

"По первому замыслу выставка должна была ограничиться афишами к кинофильмам, - признается Масафуми Фукагава, сотрудник музея в Кавасаки, - Но как только я понял, что Национальная библиотека Санкт-Петербурга - это настоящая сокровищница шедевров графики, мы решили увеличить экспозицию выставки, чтобы сделать общий обзор русского конструктивизма, уникального движения в искусстве, которое по времени совпало с русской революцией".

Когда в 1917 году в России вспыхнула революция, художники искали новые формы самовыражения, которые, на их взгляд, наиболее полно соответствовали целям развернувшейся социальной и политической борьбы. В 20-е годы художественным языком, отображающим происходящие социальные изменения, стал конструктивизм. Такие художники, как Казимир Малевич, Александр Родченко, братья Штенберги и Эль Лиссицкий активно использовали в своем творчестве различные средства массовой информации, включая печатные издания, фотографии, фильмы и театральные постановки, а также мебель, дизайн интерьеров и архитектуру.


Несмотря на то что на выставке представлены и работы известных мастеров, она прежде всего является своеобразным завещанием тех талантливых художников, имена которых были обречены на неизвестность.

"Трудно даже представить, что мы до сих пор не можем установить, кто создал многие из этих прекрасных произведений, - говорит Фукагава. - У меня это вызывает огромный интерес, поскольку я считаю, что эпоха конструктивизма была величайшей эрой искусства".

Рекламная и бытовая полиграфия заслуживает особого внимания. Широкое разнообразие упаковочных изделий для товаров повседневного быта, таких, как конфеты и мыло, позволяет живо представить, какой была жизнь в Советском Союзе в то время.

Но есть и экспонаты, которые уже намекают на зловещее развитие дальнейших событий. "Календарь непрерывной 5-дневной рабочей недели на 1930 год", иллюстрации к которому созданы неизвестными художниками, представляет панораму стремительной индустриализации страны, которая осуществляется при жестокой тирании Сталина.


Плакат, несомненно, является таким экспонатом, увидеть который придут много посетителей, и выставка не разочаровывает. Особенно сильно притягивают внимание гостей выставки афиши кинофильмов и театральных спектаклей.

Как говорит Тосихару Омука, профессор истории искусства университета Цукуба, работы братьев Штенбергов получили высокую оценку еще в 1926 году, когда они впервые выставлялись в Токио. Правда, в то время выставка их работ осталась почти не замеченной, поскольку русские фильмы не были известны широкой публике. Не были оценены по достоинству и их работы, выполненные маслом.

И вот через 80 лет афиши Штенберга к таким классическим кинофильмам, как "Броненосец "Потемкин", "Человек с кинокамерой" и "Симфония большого города " вновь демонстрируются в Японии. Рядом с ними - афиша Семена Семенова к фильму "Турксиб". Посетители могут не только полюбоваться этими замечательными афишами, но и просмотреть 60-минутный киноматериал, знакомящий с содержанием фильмов, которым посвящаются афиши. Несмотря на то что демонстрируемый киноматериал содержит лишь фрагменты фильмов, японским зрителям предоставляется редкий шанс ознакомиться с самыми выдающимися произведениями советского кинематографа (в Японии в свое время демонстрировался только "Броненосец "Потемкин"). И все же некоторые посетители были очень недовольны тем, что увидели лишь фрагменты этих картин.

"Объединить выставку афиш с демонстрацией картин - прекрасная идея. Но зачем понадобилось редактировать и сокращать фильмы? - спросила Микико Томита, соучредитель Фестиваля документальных фильмов Ямагаты и организатор ретроспективного показа фильмов Фредерика Вайсмана и Роберта Брессона. - У меня это вызвало большое разочарование, хотя я и понимаю, что крайне сложно устроить полнометражный показ фильмов".

Фукагава не разделяет эту точку зрения. "Фрагменты фильмов - это только часть выставки. Они не главное", - замечает он.

С Фукагавой спорит и Омука, который обращает внимание на то, что основное назначение афиши заключается в пропаганде фильма и привлечении к нему зрителя. Чтобы иметь полное представление о качестве афиши, необходимо увидеть и фильм, которому она посвящена, хотя и это не всегда позволяет сделать окончательный вывод.

"Японцы были способны оценить и высоко оценили выполненные маслом картины, которые русский художник Давид Бурлюк привез в Токио в 1920 году, - добавляет Омука. - Но фильмы и театральные пьесы намного труднее представить аудитории. И это особенно касается театральных постановок, которые, если они не сняты на пленку, можно увидеть только в режиме реального времени".

"Если бы в 20-е годы жители Токио смогли видеть фильмы, которые представлены на афишах братьев Штенбергов, - продолжает спорить Омука, - талант этих художников получил бы гораздо большее признание".

За месяц до открытия выставки в музее Кавасаки в концертном зале префектуры Канагава и в зале художественной галереи Иокогамы была поставлена пьеса "Мистерия-буфф", с восторгом принятая зрителями. Она была написана в 1918 году знаменитым русским поэтом и драматургом Владимиром Маяковским, поставлена выдающимся режиссером Всеволодом Мейерхольдом, а декорации и костюмы для пьесы создал Казимир Малевич. Премьера "Мистерии-буфф" состоялась в ноябре 1918 года, во время празднования первой годовщины русской революции.

Драма написана на манер библейской истории. Она изображает "грязных" пролетариев, которые проходят через ад и небеса, чтобы достичь Утопии. Пьеса, написанная восемь десятилетий назад, отражает тоску художников, которые жаждали свободы творчества и надеялись на новые возможности, которые перед ними откроет революция большевиков. Печально, но все их надежды были перечеркнуты диктатурой Сталина, подавлявшего любые формы художественного выражения, не соответствующие его целям.

"Сейчас работы конструктивистов мы открываем вновь, - говорит Омука. - Благодаря этой выставке мы получили доступ к произведениям, позволяющим более детально изучить дух той далекой эпохи и историю ее искусства. Они - ключ к новым и интересным поискам".


Каэ Сигэно, Asahi, 24 апреля 2003 г. (перевод Inopressa.Ru)

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь