Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства, создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (всевозможная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки). Не являясь по своему изначальному предназначению произведениями искусства, утилитарные предметы приобретают эстетические качества благодаря художественной обработке. Произведения декоративно-прикладного искусства всегда передают сущность эпохи, выражают наиболее характерные черты народного характера и представления о прекрасном, существующие в данное время. Предметы декоративно-прикладного искусства разделяют по предназначению, по материалу (керамика, стекло, дерево, металл, камень, лак), по технологии - литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка. Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства может быть составлена на основе любой из этих классификаций, а также может отражать жизнь, например, крестьян русского Севера или дворянской усадьбы времен классицизма, городского быта 1910-х годов - вариантов множество. В древнейшие времена предметы быта имели в основном племенные различия в декоре, но с развитием цивилизации роль мастера в оформлении стала решающей. Особенно хорошо это видно на примере древнегреческой керамики, мастера которой уже создавали подписные изделия и имели подобие торговой марки. С развитием государства и четким социальным расслоением произошло разделение декоративно-прикладных изделий две категории: более простые и утилитарные и `представительские`. Последние предназначались для более изысканных вкусов, отмечены броской декоративностью, выполнялись из дорогих материалов, нередко в ущерб утилитарному назначению. Выделяются также культовые изделия, близкие к `представительским`. До середины 19 века мастера декоративно-прикладного искусства (как народного, так и представительского) сохраняли цельность представления о назначении предмета и его эстетических связях со средой, ясность видения, точность обработки. Со второй половины 19 столетия нередко утрачивается связь между назначением предмета и его декором, господство машинного производства приводит к тому, что многие массовые прежде ремесла исчезают. Ремесла стараются возродить объединения художников и мастеров (в России это были знаменитые Абрамцевские мастерские, Талашкинские мастерские). Художники стиля модерн стараются возродить эмоционально-образную ценность предметов, конструктивисты и функционалисты создают предметы новых форм, по-новому мастера и дизайнеры выявляют фактуру материала. Многие дизайнеры делают все - от проекта дома до посуды (как американский мастер Фрэнк Ллойд Райт). Крупнейшие коллекции предметов декоративно-прикладного искусства собраны в музеях Останкина, Талашкина, Абрамцева, Кускова, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. "Энциклопедия коллекционера Кирилла и Мефодия" |