Исследователи полагают, что здешнее, столь древнее и широкое, славное по всей России искусство деревянной игрушки вышло в XV в. из лаврской резной мастерской, пошла игрушка с легкой, мудрой и хитрой руки инока Амвросия. Образцы высокого художества Амвросия - резные кресты, панагии - хранятся в Лавре".
В XIX в. сергиево-посадский промысел стал крупнейшим в России. Промысел игрушек вырос на основе традиций древнерусского искусства, в сочетании с местной школой прикладного искусства. Изготовлением всех видов токарных и лепных игрушек были заняты сотни дворов, почти две тысячи кустарей.
Сергиевские мастера изготовляли резную игрушку с XVI в. Местное предание гласит, что глухонемой местный мастер, по прозвищу Татыча, вырезал из липы куклу и продал ее для украшения лавки купцу, который торговал у стен монастыря кушаками. Кукла привлекла внимание к товару купца, и очень скоро нашелся покупатель и на саму куклу. Тогда купец сделал заказ мастеру Татыче, которому вскоре пришлось набрать учеников, чтобы удовлетворить спрос всех желающих иметь игрушку.
В начале XIX в. появилась и сразу стала популярной лепная бумажная игрушка, т. е. из папье-маше. Их делали из готовых деревянных "болвашек" - моделей, которые резали лучшие мастера. "Болвашки" обклеивали бумагой, сушили, бумажную форму резали на две части и склеивали. Потом грунтовали, шкурили и окрашивали. Под конец густо покрывали лаком.
Этот длительный и трудоемкий процесс требовал участия всех членов семьи, из которых вырастали потомственные мастера.
Лепная игрушка отличалась многообразием. В конце XIX в. в Посаде их насчитывалось до 7000 образцов. Эти уникальные игрушки можно увидеть в музее Сергиева Посада. В конце прошлого века кустарная игрушка стала пользоваться меньшим спросом, поскольку ее активно вытесняла игрушка фабричного производства.
Народный промысел переживал кризис. На рубеже XIX - XX вв. в России развернулось широкое общественное движение за сохранение народного творчества, в том числе игрушечного промысла. Художники и историки собирали игрушки в частные коллекции.
Тогда же прошли первые выставки игрушки в России - 1890, 1909 г.
Игрушечные промыслы возникали в разное время и формировались в различных исторических условиях. На их развитие влияли населенность края, экономика, местонахождение. В каждой местности складывалась своя школа. У мастеров-игрушечников разных промыслов были свои секреты "потешного" ремесла, определенные приемы технического и художественного исполнения игрушек.
Профессиональные мастера создавали свои школы. Поэтому так легко определить глиняные игрушки Каргополя, Тулы и Вятки, деревянные игрушки из окрестностей Нижнего Новгорода и подмосковного села Богородск.
"Золотое кольцо России" |