Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Антиквариат / Оружие / Художественное оружие

Художественное оружие

<<назад
Статьи

Страстное увлечение русских царей
Клинковое холодное оружие военных, придворных и гражданских чинов
Части клинкового оружия
Тати, тачи (яп.) - длинный японский меч
Бастард и "полутораручный меч"
Булатный клинок
Японские мечи - правда и вымысел
Сабли - виды и классификация по странам
Виды мечей
Меч ниндзя (синоби-гатана; ниндзя-то)
Что такое самурайский меч?
Сабли, палаши, шашки и оружие с изогнутым лезвием
Ножи и кинжалы (историческая справка)
Вооружение войнов Киевской Руси
Вооружение войнов Киевской Руси. Часть 2
Вооружение войнов Киевской Руси. Часть 3
Несколько слов о хранении оружия
Боевой посох
Японские мечи и их клинки
Шуан (Цзянь-гоу, Шуан-гоу)
Холодное оружие древней Руси
Hагината, нагамаки, бисэнто
История Российского Холодного Оружия
Рыцарское вооружение
Римское оружие - часть 1
Римское оружие - часть 2
Галльское оружие - часть 1
Галльское оружие - часть 2
Галльское оружие - часть 3
Оружие древнего мира
Оружие германцев - часть 1
Оружие германцев - часть 2
Оружие древних египтян
Греческое оружие - часть 1
Греческое оружие - часть 2
Греческое оружие - часть 3
Краткая классификация холодного оружия
Ручное огнестрельное и холодное оружие (конец XV - первая половина XVII вв.)
Как выбрать нож для самообороны
Булат и дамасская сталь - загадки и история
Златоустовская гравюра на стали
Палаш
Оружейные дивиденды - оружие на рынке антиквариата. Часть I
Оружейные дивиденды - оружие на рынке антиквариата. Часть II
Выбор ножа из дамасской стали
Стилет: мрачное оружие с богатой историей
Небольшой экскурс в историю кортика
Соперник меча
Типология классических шпаг
Гарды японского меча
Видимое за благодетель воздаяние
Дагестан: заповедник художественных промыслов
Секреты ремесла кубачинских мастеров
Метаморфозы меча
Оружие и доспехи тибетского воина
Оружие казаков
Оружейные заводы России
Национальные, традиционные и легендарные ножи
Классификация ножей
Анатомия катаны
Живая сталь: мифы и реалии
Как рождается булатный клинок
Создание меча
Мечи викингов
Мечи разных народов
Виды сабель
Холодное оружие 1812 года
Шпаги
Как выявить подделку или низкосортный товар
Выбор ножа для самообороны
О ножах
Конструкция шашки
Национальные кинжалы народов мира
Национальные ножи народов мира
Национальные сабли народов мира
Русские шашки
Боевые топоры
Трансформация топора: от истоков до средневековья
Разновидности паренских ножей. Металл для паренского ножа
Технология изготовления паренского ножа. Миф о паренском ноже
Национальные шашки
Типы кортиков
Кортики в России
Мексиканский нож
Ритуальное холодное оружие
Русское холодное оружие ближнего боя
Подарочное оружие в начале XX века
Боевые ножи
Ближайшие родственники топора
Кама
Крупнейшие собрания оружия. Королевский цейхгауз в Берлине
Крупнейшие собрания оружия. Оружейный музей в Брюсселе
Формирование выставки оружия
Несколько слов о хранении оружия
Коллекционирование оружия. Определение подлинности и цены оружия
Искусство и техника оружейного дела
Художественное оружие
Русское художественное оружие
Коллекции

Ижевские коллекционные ружья
Оружие на рынке антиквариата (Фотографии Интернет-салона антикварного оружия OLDARMS (салон "КИРАСИР")
Музейные кинжалы, произведенные Златоустовской оружейной фабрикой
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

История оружия по своей продолжительности может сравниться с историей человечества: еще в каменном веке примитивные виды его использовались на охоте и в междоусобных войнах. Постепенная эволюция оружия привела к развитию с одной стороны оборонительной части вооружения (доспехи, латы), а с другой стороны - собственно оружия, служащего для нападения. В зависимости от назначения оружие подразделялось на боевое и охотничье, а в эпоху средневековья появился и такой вид оружия, которое в наше время мы назвали бы `спортивным`. По характеру и способу применения оружие делят на холодное и огнестрельное. Холодное оружие предназначается для непосредственного столкновения с противником, огнестрельное оружие дает возможность поражения противника с определенного расстояния.

Ружье. Италия. Конец XVI векаКак самобытное явление материальной и духовной жизни человека художественное оружие существует уже много веков. Оно использовалось как в повседневной жизни, та и для дипломатических подарков, которые были призваны служить не только приятным знаком внимания, но и демонстрировать уровень развития производства в стране, а также показывать искусность мастеров. В России широкой известностью пользовалось творчество московских и тульских оружейников XVIII и XIX вв. Декор оружия - изображения людей, животных, различных атрибутов - возможно, восходит к тем временам, когда эти изображения наделялись магической силой, которая должна была помогать владельцу оружия. В XVI-XIX веке в эти украшения была заложена определенная символика, или даже целая символическая программа. Для художественного оружия характерно органичное сочетание технического, пластического и декоративного совершенства - декор и конструкция сливаются в единое целое. В каждом изделии отражается не только стиль эпохи, но и индивидуальный почерк мастера. Эта специфическая область творчества жива и поныне, однако сейчас - это `коллекционные` вещи, по отделке приближающиеся к произведениям ювелирного искусства.

Далеко не все оружие, встречающееся на аукционах и в антикварных магазинах, действительно принадлежит к тому времени, к которому его можно было бы отнести, руководствуясь его формой и декором. Это могут быть современные подражания, а могут быть реплики XIX века, когда стало модно украшать дома предметами прошлого, причем, многие удовлетворялись хорошими копиями. С постановкой производства оружия на поток, оружейное ремесло пришло в упадок и спрос на изготовление индивидуального оружия, подражавшего старинному, пришелся как раз кстати. Предметы, изготовленные такими мастерами нелегко отличить от оригиналов, особенно отстоящих от них на век или пол века. Были имитации только ради внешнего вида, но были и тщательные, с претензией на подлинность, с использованием соответствующих техник декора и даже с воспроизведением клейм. Единственный точный метод установления подлинности в подобных случаях - металлографическая экспертиза. Один из признаков подделки - отсутствие функциональности. Подлинное старинное оружие предполагало удобство в использовании, декоративные же реплики его, создаваемые в XIX веке предназначались уже при своем создании для коллекции оружия заказчика.

Холодное оружие изготовлялось, главным образом, из бронзы, железа, стали. В зависимости от характера нанесения удара противнику холодное оружие подразделяется на рубящее, колющее и ударное. По тому, берется оружие одной или двумя руками, его подразделяют на `рукояточное`, которое берется одной рукой, (его еще называют `поясным` - по способу ношения) и `древковое`, для применения которого нужно две руки. К рукояточному варианту рубящего оружия относят мечи, палаши, сабли; к рукояточному варианту колющего оружия - шпаги, кинжалы. У древкового варианта предназначенная для укола или удара часть насажена на древко, которое берется обеими руками, или же это просто сильно увеличенный вариант рукояточного оружия. К рубящему оружию этого рода относят секиры, к колющему - пики, копья. Алебарда и бердыш допускают комбинированное действие. Ударным оружием достигают желаемого эффекта посредством удара; коротким оружием такого рода является дубина, булава или боевой молот, древковое оружие отличается от короткого длинной рукоятью.

Мечи романский и готическийИстоки холодного оружия восходят к бронзовому веку. Один из самых ранних его видов - кинжал. Затем появляется меч с прямым клинком и простой рукоятью, который отливался целиком. В раннем железном веке преобладали бронзовые мечи и кинжалы. Железные появились во второй половине первого тысячелетия до нашей эры, а потом железо стало преобладать, так как было прочнее бронзы. Еще в античные времена появилось оружие с выгнутым клинком. В вооружение римских и греческих воинов входили также копье и дротик.

В средине века ведущее значение имел меч. Основополагающий его тип, так называемый, скандинавский, распространился в VIII-X вв. по всей Европе. Головку и крестовину меча украшали золотом, серебром, медью, а также инкрустацией. Мечи были отличительным оружием рыцарей; для ратников этого времени характерна секира. Часто использовались копья с узкими наконечниками. На мечах XI-XII вв. нередки зашифрованные надписи религиозного содержания, имевшие охранительное или символическое значение. Во времена готики получили распространение кинжалы. Изделия изготовлялись мастерами на заказ, однако во времена средневековья мастера оставались анонимными - марки на оружии указывают лишь на местность, в которой оно изготовлено. В эпоху Ренессанса мастера начинают ставить на изделия монограммы, или свои изобразительные знаки, а позднее - и полное имя. На передний план выступают отдельные центры производства и семьи оружейников

К XVII веку в истории холодного войскового оружия завершилась эпоха, когда каждое изделие было уникальным и индивидуальным. Холодное войсковое оружие было типизировано, оно изготовлялось партиями на мануфактурах, а позже - на заводах. С начала XVIII века можно говорить об эпохе единых типов армейских шпаг, палашей и сабель. В это же время распространяются такие типы холодного оружия как пики и штыки. Характерным индивидуальным гражданским оружием времен барокко и рококо была шпага; с приходом ампира стали распространяться также и сабли. На клинке гравировали орнаментальные и сюжетные изображения, гарды декорировали золотом и драгоценными камнями. С наступлением XIX века эпоха индивидуальных форм холодного оружия кончается и для гражданской жизни.


Появлению огнестрельного оружия предшествовало появление механического стрелкового оружия - с древнейших времен человек испытывал потребность в создании средства, с помощью которого можно было бы поражать свою цель на расстоянии. До конца средневековья использовались праща и лук, однако их образцов сохранилось крайне мало. В XI веке распространение получил арбалет, а около середины XV века - стальной лук. Древнейшие сохранившиеся арбалеты относятся к XV веку.
Возникновение огнестрельного оружия приходится на первую половину XIV века, хотя порох был известен в Европе намного раньше. Большая часть средневекового огнестрельного оружия изготовлялась из бронзы. Со второй половины XV века из бронзы отливают орудия, а в изготовлении ручного огнестрельного оружия предпочтение отдается железу. Производство огнестрельного оружия не было с самого начала организованным ремеслом - мастера состояли на службе у организаций и частных лиц. Самостоятельно работающие мастера появляются в XV веке, когда увеличивается спрос на оружие и развивается торговля им. Со второй половины XV веке зарождается массовое производство ручного огнестрельного оружия.

Ружье. Северная Италия. XVI в.С XVI века в Германии, Италии, Франции работают выдающиеся мастера. Хотя их имена по большей части остаются неизвестными, продукция распознается по маркам центров производства оружия, которые часто представляли собой стилизованный городской герб. Декором покрывались стволы, ложа, казенная часть. Для этого используют золото, серебро, инкрустацию костью, гравировку, резьбу и другие способы художественной обработки металла. Любое оружие с клеймом является весьма ценным предметом для коллекционирования; клеймо, как правило, помещают на стволе или замковой планке. Это марка-символ или фамилия изготовителя. Часто встречается инкрустация с именем мастера, также на стволе могут быть выгравированы дата и место изготовления. В XIX веке ружейный мастер часто заказывал стволы на фабрике, поэтому, на них присутствует и знак фирмы-изготовителя.

Органическую составную часть собраний ручного огнестрельного оружия образуют сопутствующие предметы. Это - пороховницы, часто богато украшенные, (в XVI-XVII вв. их делали из рога или дерева, в XIX веке - из прочеканенного медного листа), различные инструменты для чистки и ремонта оружия, мерные инструменты и др.


А. Петракова, "Русскiй Антикварiатъ"

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь