Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Антиквариат / Предметы быта / Русские осветительные приборы

Русские осветительные приборы

<<назад
Статьи

Русские осветительные приборы
Стекло
Художественное стекло в России
Заводы купцов Мальцевых
История русского наперстка
Коллекционирование старинных вееров
Коллекции

Антикварные часы
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3  4 

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов художественно оформленных русских осветительных приборов датируются XII веком. Для этого времени наиболее характерны хоросы-паникадила, представляющие собой сложную конструкцию, смонтированную из шестидесяти трех отдельных частей. В XIV-XV веках в Новгороде существовали специальные мастерские, где отливали отдельные части и монтировались такие осветительные приборы. В русской осветительной арматуре XVI-XVII вв. получило широкое распространение художественное литье; важную роль в это время в развитии различных областей русского декоративно-прикладного искусства играла московская Оружейная палата. Осветительные приборы делали из металла и дерева, в зависимости от их назначения и стоимости; формы и декор были довольно разнообразны, осветительная арматура вполне удовлетворяла относительно непритязательным требованиям различных слоев населения. Только стремительно возросшие запросы вкупе с техническими достижениями второй половины XVII века привели к подлинному расцвету искусства создания осветительных приборов в XVIII и XIX веках.

Бра. Конец XVIII века.
Осветительные приборы XVIII века, бытовавшие в различных слоях русского общества, имели свои характерные особенности: у крестьян обычно использовались светцы, в которых горели лучины; у беднейших горожан-ремеслеников - железные подсвечники, в которые вставлялись сальные свечи; богатые горожане и высший класс использовали различного типа осветительные приборы, в которых горели, главным образом, восковые свечи; реже в быту применялись лампы-масленки; у бедных слоев, кроме сальных свечей, издавна использовались плошки и жировки, наполненные жиром, в которых плавал зажженный фитиль.

В России сальные свечи использовались также в служебных помещениях зажиточных домов и дворцов. Восковые свечи стоили гораздо дороже.

Так, у публичных театров конца XVIII века не хватало средств на восковые свечи, поэтому использовались, главным образом, сальные, от которых, по свидетельству соверменников, было много чада и копоти. В Большом Петровском театре Маддокса, освещавшемся сальными свечами на рубеже XVIII-XIX веков ввиду отсутствия средств на приборетение восковых свечей, разершалось богатым лицам, абонировавшим ложи, иметь собственное убранство ложи и освещение по своему желанию и вкусу. Для освещения сцены в конце XVIII века в парижских и петербургских широко использовались плошки.

Во второй половине XVII века, а особенно в XVIII веке, всвязи с появлением богатых и роскошно отделаных апатаментов, предназначенных для вечерних празднеств и увеселений, слабое освещение перестало удовлетворять возросшим потребностям, что привело к поискам новых способов освещения, которые бы могли увеличить освещенность интерьеров столь слабыми источниками света, как свечи. Одним из первых нововведений были металлические отражатели-рефлекторы, которые усиливали естественный свет свечи. Но и этого оказалось мало для освещения на должном уровне больших парадных залов. Во второй половине XVII века в Западной Европе в осветительных приборах стали использовать горный хрусталь, который обладал большой отражательной силой. Блеск его казался иностранцам настолько сильным, что Петр I, посетивший парижскую оперу во время пребывания во Франции в 1717 году даже попросил погасить две люстры, висевшие в передней части зала, т.к. яркий свет слепил ему глаза. Осветительные приборы с горным хрусталем были очень дороги, так, за две люстры с горным хрусталем и часами с музыкой для Таврического дворца Потемкин заплатил 42 тысячи рублей золотом.

Горный хрусталь вскоре стали заменять более дешевым материалом - им оказался искусственный хрусталь, открытый во второй половине XVII века. Это было бесцветное стекло особого изготовления, в состав которого входили песок и поташ. Д.И. Менделеев в `технической энциклопедии` о производстве элементов хрустального убора писал: `Призматические и граненые стеклянные штуки, употребляемые для люстр приготовляются... тем, что расплавленное стекло выливают в толстые плиты, имеющие величину приблизительную к величине изготовления предметов... Куски нагреваются до размягчения и потом выпрессовываются в особые формы. Затем сформованные штуки заканчивают посредством шлифования, полирования и гранения`. Такое стекло впервые было изготовлено в Чехии, но широкое распространение именно в осветительных приборах оно нашло, прежде всего, во Франции.

Торшер конца XVIII векаДворцовые интерьеры первой половины и особенно середины XVIII века были пышно и богато декорированы, широко использовалась резьба и лепка с позолотой. Парадные апартаменты функционировали, главным образом, в вечернее и ночное время, их убранство должно было быть ярко освещено, поэтому особое внимание уделялось изобретенному отражательному освещению и хрустальному убору. Форма осветительных приборов должна была гармонировать с интерьером, т.к. они играли роль своеобразного художественного акцента в интерьере. Русские осветительные приборы эпохи барокко - первой половины XVIII века - существенно отличаются от русской же осветительной арматуры ампира и классицизма, как по своей конструкции и композиционным принципам, так и области декора.

Необходимость осветить декор во всех частях интерьера способствовала созданию трех групп осветительных приборов - подвесных, навесных и стоячих. К подвесным осветительным приборам относятся, главным образом, люстры и фонари, к навесным - бра и настенники, к стоячим - канделябры, подсвечники, жирандоли, торшеры. Каждый из видов этих осветительных приборов имел множество разновидностей.

Основой для производства осветительных приборов в России XVIII-XIX веков. послужило развитие стекольной помышленности. Важное значение для формрования осветительной арматуры XVIII века имели сконструированные И.П. Кулибинымс рефлекторы, которые впоследствии получили широкое распространение в осветительных приборах усадеб и дворцов. Наряду со стекольной промышленностью процветало бронзовое дело. В начале XVIII века бронзовый остов был лишь конструктивной частью осветительного прибора, в декоре же господствовал хрусталь - это характерная черта русских осветительных приборов барокко. В связи с облегчением хрустального убора, роль бронзы стала возрастать, и в конце XVIII - первой половине XIX вв. мастер-бронзовщик стал главным, а иногда - единственным художником, создававшим классицистическую русскую осветительную арматуру.

 1  2  3  4 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь