Расположение оружия в коллекции определяется целью, для которой коллекция предназначена. Если она принадлежит государству, провинции, общине и является общественной, то расположение предметов должно строго соответствовать просветительским целям. Здесь нельзя допускать дилетантизма или внешней декоративности, под которой так часто скрывается невежество. Экспозиция должна укреплять историческое мышление, демонстрировать развитие оружейного дела и вообще давать иллюстративный материал для политической истории и для истории культуры. Следовательно, расположение должно быть хронологическим - `начинаться с самых старых предметов и кончаться самыми новыми`. Общественные коллекции, построенные на других принципах, не соответствуют целям научного познания, и подобная экспозиция, существующая более для `восхищения`, чем для `просвещения`, кажется нам безответственным разбазариванием общественного добра, допускать которого нельзя.
Если мы будем придерживаться хронологически-синхронистического принципа расстановки, то самый простой экспонат в качестве составного элемента сможет получить такое же значение, как и самые ценные и редкие вещи. Отсюда следует, что каждый предмет должен быть в логической, а не в декоративной связи с другими.
Ниже мы изложим некоторые принципы экспонирования оружейной коллекции в соответствии с упомянутыми принципами.
Пластинчатые доспехи надо крепить на стойках самой простой формы. Избегайте приделывать к ним резные или восковые лица и руки, которые придадут коллекции вид кабинета восковых фигур. Также нецелесообразно сажать доспехи на деревянных лошадей: от этого становятся хуже видны и преждевременно изнашиваются седла. Доспехи для лошадей укладывают на козлы. Полудоспехи вешаются на крестообразные стойки. Нельзя выставлять доспех, соединенный с каким-либо наступательным или защитным оружием. Доспех - это не более чем доспех, и не нужно, чтобы он ассоциировался у зрителя с одетым в железо человеком, с неким героем древности с обнаженным мечом и т. д. Это просто романтическое баловство. Чтобы было лучше видно самое интересное по исторической ценности и по форме наступательное оружие, надо поставить для него стойки на пол. Дубликаты и менее важные предметы, мечи, шпаги, копья с не полностью сохранившимися древками и т. д. можно, в случае нехватки места, сгруппировать на стендах и вывесить для обзора на стены; но каждый предмет должен быть укреплен так, чтоб при необходимости его можно было легко и быстро вынуть. Знамена должны крепиться полностью развернутыми на стенах или вешаться в центре зала. Драпировок надо избегать. Предметы небольших размеров, но значительной художественной ценности, редкие и хрупкие надо выставлять в стеклянных отдельно стоящих ящиках, чтобы предмет можно было осмотреть со всех сторон. Располагать эти ящики надо так, чтобы свет из окон не отражался от стекол.
К государственным и общественным коллекциям предъявлять эти требования надо обязательно; но частные собрания - это другое дело. В этом случае, само собой, любые требования бессмысленны, ведь каждый имеет право размещать свое имущество как хочет. Так что нам следовало бы частные коллекции обойти молчанием. Если же мы все-таки позволяем себе дать кое-какие советы в отношении порядка расстановки предметов в частных коллекциях, то побуждает нас к этому тот факт, что немалое число обладателей ценных коллекций, открывших их по самым гуманным соображениям для публики, не возражают против того, чтобы по возможности согласовать свои вкусы с потребностями просвещения. Тем более, что мы убедились: почти любой собиратель оружия охотно прислушивается к дельным мнениям по поводу его экспонирования, даже когда речь идет о следовании отдельным советам.
Любой частный коллекционер ведет поиски в определенном направлении, и поэтому у каждой коллекции оружия есть свой характер. Многие собиратели намереваются создать за счет старинного оружия декоративный эффект. К этому примешиваются неясные романтические чувства, мечты о прошлом настоящему. Это, конечно, страсти, с которыми здесь нам считаться не следует, мы можем только дать советы, как, предаваясь этим страстям, не причинить вреда самому их предмету - оружию. Прежде всего надо избегать соединения с доспехом другого оружия, принадлежащего к другому времени и не соответствующего данной вещи. Так, часто можно увидеть, что в перчатке рыцарского доспеха зажат двуручный меч, которым были вооружены, как мы видели, лишь простые пешие воины. То на бедре турнирного доспеха XVI века висит изящная итальянская `городская` шпага с двойным `ослиным копытом`, а то в монолитные беспалые перчатки тяжелого штехцойга сунута алебарда. Такие противоречия встречаются сплошь и рядом. Далее, совершенно ненужное расточительство - прибивать высоко на стену сгруппированное в так называемые `трофеи` ценное оружие, если абсолютно того же эффекта можно добиться, использовав самое простое оружие в коллекции. А ценное оружие гораздо лучше будет смотреться подвешенным низко на стене или положенным на столы или ящики. Выставления ниспадающих складками знамен надо избегать. Их надо, как делали и в старину, вешать под сводом на горизонтальных древках, чтобы полотнища были расправлены. Турнирное оружие по возможности нужно пространственно отделять от боевого; то же относится к охотничьему и спортивному оружию, а также к восточному, представляющему отдельную область культуры.
|