Казалось бы, что общего между Энди Уорхолом и Сальвадором Дали? Понятно: эпатаж, яркий образ, обильно приправленный саморекламой, ошеломительный прижизненный успех, способность формировать моду в своем `секторе экономики` и превращать творчество почти в `конвейерный` бизнес и самоценное имя-брэнд.
Интересно другое: оба художника де-факто стали лицом тех направлений, у истоков которых стояли отнюдь не они. Стоит произнести `сюрреализм`, как первой ассоциацией становится имя Сальвадора Дали, а не Андре Массона. Точно так же при слове `поп-арт` первым делом вспоминается Энди Уорхол, а не Джаспер Джонс. А уж про дадаистов, которые были по меньшей мере предтечами (если не сказать, фактическими изобретателями) как `сюра`, так и `попа`, и вовсе мало кто вспомнит. Что ж, на то и брэнд, чтобы `выстреливать` на подсознательном уровне; на то и брэнд, чтобы затмевать всех остальных участников рынка. Это правило успеха знают все, но лишь избранные могут им воспользоваться.
Дали действительно удалось стать главным популяризатором сюрреализма в живописи, превратить это направление в предмет пристального и непреходящего внимания публики, коллекционеров и инвесторов. Тем не менее каталонский маэстро остается лишь `одним из`. Сюрреализм сегодня прочно ассоциируется с именами целого ряда художников-новаторов, включая Макса Эрнста, Жоана Миро, Рене Магритта, Джорджо де Кирико, Андре Массона, Ива Танги. А уж круг признанных мастеров, в творчестве которых были периоды увлечения сюрреализмом, и вовсе трудно очертить - слишком многие проходили через опыт отрицания рациональности, неожиданно ставшей скучной.
Единого мнения о том, где и когда фактически появился сюрреализм, по-видимому, не существует. Например, к какому направлению отнести религиозно-апокалиптические фантасмагории Иеронима Босха (Hieronymus van Aken Bosch, 1450-1516)? Просто в Голландии XV века не было термина `сверхреализм`.
Само понятие сюрреализма (от фр. surrealisme - сверхреализм, надреализм) как направления в искусстве было продекларировано в 1924 году Андре Бретоном в `Манифесте Сюрреализма`. Его определение сюрреализма звучало так: `Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений...`
Анализируя текст манифеста, считающегося отправной точкой современного сюрреализма, `под бременем логики` можно прийти к простому выводу: сюрреализм как направление в искусстве появился из мировоззренческого коктейля, в котором главными ингредиентами являются толкование снов по доктору Фрейду и скука - усталость от реалистических форм и традиционных подходов. Сюрреализм стал попыткой отражения некоей `абсолютной реальности` (сюр-реальности), находящейся за пределами материалистического восприятия мира, в которой сон сливается с явью. Что ж, получилось действительно нескучно. И коммерчески успешно. Новаторский подход быстро привлек к новому авангардному течению широкое внимание публики, а высокая декоративность и `понятность` работ сюрреалистов пришлись по вкусу массовому покупателю. Словом, для того чтобы понять, что сюрреалисты далеко пойдут, не нужно было особого визионерства.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/investitscii-v-kollektsciu/investitscii-v-zhivopis-hudozhnikov-surrealistov.html |