Портрет получает широкое развитие в этот период. В 1870 году Обществом поощрения художников в Петербурге была организована выставка русских портретов известных лиц 16-17 века. Третьяков заказывает портреты. С 1869 года Третьяков работает над идеей собрания коллекции портретов.
Третьяков желал собрать портреты лучших писателей и поэтов этого времени. Состоял в переписке с писателями и художниками. Заказывал произведения. Среди приобретенных им портретов были такие как: портрет Л.Н. Толстого (Н.И.Крамской), Ф.М.Достоевского (В.Г. Перов), Н.А. Некрасова (Н.И.Крамской), портрет писателя Герцена (Н.Н. Ге). Интересно, что своего портрета Павел Михайлович ни разу не заказал. В январе 1876 года И.Н. Крамской приехал в Москву писать портрет жены Третьякова, прожил в их доме 3 месяца. В это время художник написал замечательный портрет коллекционера. `Изначально Третьяков не хотел позировать, но его скрутила подагра, и он оказался недвижим, тогда, то я и написал его портрет`.
И.Н.Крамской
Что касается портрета Льва Николаевича Толстого, то он тоже наотрез отказывался позировать Крамскому,на что художник невозмутимо и убедительно ответил: `Я, разумеется, не напишу Ваш портрет, и никто из современников не напишет. Но через 40, 50, 60 лет он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что он не был написан своевременно` (Портрет Льва Николаевича, как известно, был написан).
Самое крупное приобретение Туркестанская серия работ В.В. Верещагина
Впервые Третьяков увидел произведения этого художника в мастерской в Мюнхене в 1872 году. Он был потрясен масштабностью охвата темы, раскрывающей неизвестный мир Средней Азии. Оценка коллекции Верещагина приближалась к 100 000 рублей. В 1874 году коллекция покупается Третьяковым. Павел Михайлович хотел подарить данное собрание Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но совет отказался, так как по желанию Третьякова собрание должно было располагаться в специально построенном помещении, на которое у совета не было денег. Коллекция была подарена `Обществу любителей художеств`.
Расширение галереи
В 80-е годы начались с приобретения индийской серии Верещагина. Третьяков, как и в первый раз, стремился не разбивать коллекцию (серию работ художника).
С аукциона в Петербурге он сделал приобретение на 57 737 тыс. рублей. Среди приобретений такие картины как `Утро стрелецкой казни` Сурикова, `Портрет Мусоргского` Репина, `Утопленница` Перова, `Крестный ход в Курской губернии` Перова и др. В 1884 году Павел Михайлович приобрел картину Крамского `Неутешное горе` 1884 года, которую художник писал со своей жены, оплакивавшей смерть сына. В 1885 году Третьяков купил знаменитое произведения И.Е. Репина `Не ждали`. В этом же году была приобретена серия этюдов Поленова, написанных им во время поездки на Восток. Галерея расширяет свои границы - пристраиваются новые залы.
Третьяков с вниманием и уважением относился к новому поколению художников (Серову, Коровину, Нестерову), поддерживал их, приобретал их работы. Так, были куплены работы Нестерова `Варфоломей`, `Пустынник`. Не прекращает Павел Михайлович и собирать произведения ранних передвижников, старую русскую живопись.
В 1892 году умер брат Павла Михайловича - Сергей. После его смерти Павел, выполняя условия завещания, передает всю его и свою коллекцию городу Москве. 15 августа 1893 - открывается Московская городская галерея имени братьев Третьяковых. 22 зала, 1276 картин плюс графика и скульптура. Ежегодно Дума отпускала Павлу 12000 на содержание галереи и 5 000 на покупку картин.
В 1890 году Третьяков приступил к собиранию древнерусской иконописи.
В 1895 году - Павлом Михайловичем овладевает неизлечимая болезнь и 4 декабря 1895 года его не стало.
На сегодняшний день коллекция Третьяковской галереи насчитывает свыше 50 тысяч произведений. Это одна из самых больших и богатых коллекций изобразительного искусства в мире.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/kollektscionirovanie/sobranie-portretov.-gosudarstvennaya-tret-yakovskaya-galereya.html |