Увлечение спичечными этикетками и коробками отражено и в художественной литературе.
Одним из первых к этой теме обратился знаменитый французский писатель Анатоль Франс в своем романе Преступление Сильвестра Боннара . Есть там такие строчки:
Монте Аллегро, 30 ноября 1869 г.
- Мы едем в Мелло. Это ужасная деревушка в трех лье от Джиодженти, и вы ни за что не отгадаете, зачем мы туда едем. И не пытайтесь отгадать. Мы едем за спичечной коробкой. Дмитрий коллекционирует спичечные коробки. Маленькие коробочки с хромолитографиями. Мы собрали уже пять тысяч двести четырнадцать различных образцов. Некоторые нам достались ценой невероятных усилий. Так, например, мы узнали, что в Неаполе были изготовлены коробочки с портретами Мадзини и Гарибальди, и что полиция их конфисковала, посадив в тюрьму фабриканта. Путем расспросов и розысков мы нашли такую коробку у одного сельского хозяина, который продал нам ее за сто лир и донес о нас полиции. Полиция обыскала наш багаж. Коробочки она не нашла, но мои драгоценности украла. Тут и мне пришлось по вкусу коллекционирование. Летом мы поедем в Швецию, чтобы пополнить наши серии.
Я почувствовал (должен ли я это говорить?) некоторую сочувственную жалость к этим настойчивым коллекционерам. Конечно, я предпочел бы, чтобы супруги Треповы собирали в Сицилии античные мраморы, раскрашенные вазы или медали. Мне приятно было бы узнать, что они увлекаются раскопками Агригента и поэтическими преданиями Эрикса. Но, как бы то ни было, они были коллекционерами, принадлежали к тому же братству, что и я, и мог ли я смеяться над ними, не смеясь над самим собой?...
...- Покажите, Дмитрий, покажите г-ну Боннару вашу ценную добычу.
И послушный великан протянул мне спичечную коробку, дрянную картонную коробочку, украшенную сине-красным лицом, которое надпись объявляла лицом Эмпедокла.
- Это уродство - сказала она, - но это редкость. Коробочек этих нигде не найти. Их надо покупать на месте изготовления. В семь часов утра Дмитрий был уже на фабрике. Вы видите, что мы не теряли времени напрасно .
В романе английского писателя Евелина Вауг (Evelin Waug - Brideshead Revisited ) также имеется персонаж, увлекающийся спичечными коробками:
...С уверенностью все знали лишь одно: он собирает спичечные коробки, и это только потому, что в огуречный сезон в одной газете появилась заметка под заглавием Необыкновенный конек лорда . Спичечные коробки копились у него на полках, занимая с каждым годом все больше и больше места в его небольшой квартире в Вестминстере. Сперва он стыдился того, что об этом увлечении узнали все, но потом он был доволен, так как благодаря газетной статье он завязал связи с коллекционерами всех частей света, с которыми он и теперь ведет переписку и обменивается дубликатами...
У Ярослава Гашека в Похождениях бравого солдата Швейка есть такие строки:
Подобно тому, как у некоторых людей бывает страсть собирать спичечные коробки, так у этого генерала была страсть назначать полевые суды... .
В книжке Н. Данилевского и Г. Северского Тропою разведчиков многие страницы посвящены собирателям спичечных этикеток. О филлумении и филлуменистах упоминается и во многих других произведениях - иногда иронически, а порой вполне серьезно.
В русской поэзии есть несколько стихотворений, посвященных этикеткам. Вот одно из них:
На спичечной коробке -
Смотри-ка славный вид:
Кораблик трехмачтовый
Не двигаясь бежит...
Не разглядишь, а верно -
Матросы есть на нем,
И в тесном трюме, в бочках
Изюм, корица, ром.
И есть на нем, конечно,
Отважный капитан,
Который видел много
Непостижимых стран.
И верно есть матросик,
Что мастер песни петь
И любит ночью звездной
На небеса глядеть.
Вот и сейчас быть может
В каюте кормовой
В окошечко глядит он
И видит нас с тобой.
Это стихотворение В. Ходасевича (из сборника Путем зерна . Изд-во Мысль , 1921 г.), навеянное одной картинок на шведских спичках, завезенных в Россию в 1917 г.
История самого рисунка примечательна. В 1878-1879 гг. знаменитый полярный исследователь Норденшельд на парусном корабле Вега первым прошел Северо-Восточным путем вдоль побережья Сибири, из Атлантического океана в Тихий. Это выдающееся событие отметили на двух спичечных этикетках: на одной портрет путешественника, на другой - его корабль. С течением времени слово Вега с этикеток исчезло, осталось название ТНЕ SНIР - корабль. Под этим наименованием этикетки выпускаются до сих пор.
http://havefun.cv.ua/biblioteka/bogdanov-spichechnye-etiketki-i-ih-kollektscionirovanie/v-hudozhestvennoi-literature.html |