Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Филателия / История развития почты и марок в России

История развития почты и марок в России

Статьи

Филателия и бизнес
Виды почтовых марок
Раритеты и коллекции
Какие интересы у филателистов
Знаки почтовой оплаты России
Роль почтовой марки в создании Панамского канала
Морская почта
Почтмейстерские марки
Солдатский треугольник
Бангкок: редкие марки Британской почты в Сиаме
Первая Китайская Почтовая Марка
Почтовые марки БРИТАНСКИХ КОЛОНИЙ
Драматическая филателия
Почты разные нужны, марки разные важны
Редкие марки. Часть 1
Редкие марки. Часть 2
Редкие марки. Часть 3
Земская почта
Королевское филателистическое общество, Лондон
Самые дорогие марки мира
Доплатная марка
Самая дорогая марка современности
"Святой Грааль" дороже денег...
Баденская ошибка цвета
Марки Австралийской антарктической территории
Российский филателистический рынок. В чем его особенности?
Штемпеля на непочтовых марках
Что такое непочтовые марки?
Членские марки ВЦСПС
Тайны белых купонов
Почтовые редкости: любимые и настоящие
Последние зрелищные марки
Ревенью: курортный роман
Миниатюрные плакаты в альбомах
Маршалы в филателии. К 70-летию введения в СССР высшего воинского звания
Марка больше, чем жизнь
ИНВЕСТИЦИИ В ПОЧТОВЫЕ МАРКИ: Почтовые марки британских колоний - престижная тема для коллекции и надежное вложение капитала
Земские марки России
За ошибку типографии - миллион долларов!
Возрождение филателии
Что такое филателия
История развития почты и марок в России
Пропаганда милитаризма
Краткие вехи развития филателии
Как сделать свою коллекцию неповторимой и уникальной?
Почтовые марки
От Юрия Гагарина до Юрия Гидзенко
Социология и психология филателии
Возникновение почтовой марки
Возрождение филателии
Коллекции

Почтовые марки Бельгии
Почтовые марки Гвинеи
Почтовые марки Египта
Почтовые марки Кореи
Почтовые марки Кубы
Почтовые марки Монголии
Почтовые марки Албании
Почтовые марки СССР - планеры
Почтовые марки СССР - юбилеи городов
Почтовые марки СССР - поезда
Почтовые марки СССР - авто
Японские марки
Эстонские марки
Канадские марки
Французские марки
Немецкие марки
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Почта развивалась с древнейших времен и развивалась довольно активно, так как ее необходимость была всем очевидна. У нас в стране почта имеет свою, довольно длинную, историю. Но не имеет смысла рассказывать ее слишком подробно. Остановимся лишь на самых основных вехах.

Русская почтовая система является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием "повоз". Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро-монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную "ям". Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты. Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово "ям" осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения.

Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России, который возник в 1782 году. Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

А вот словосочетание "Станционный смотритель" всем хорошо известно из "Повестей Белкина" А.С. Пушкина. Должность это была маленькая, низкооплачиваемая, но очень ответственная. Так как именно станционного смотрителя могли жестоко наказать, если гонец, вовремя не получив сменную лошадь, опаздывал с доставкой важного донесения.

Четкая почтовая служба в России появилась только при царе Алексее Михайловиче. Организатором почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва-Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки, хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.

Ну и напоследок стоит вспомнить о том, насколько важна была почта в жизни России в начале 20 века, когда большевики захватывали в первую очередь именно ее, наравне с телеграфом (значительно более поздним институтом, также относящимся теперь к почтовой системе) и телефонными станциями.

В Советском союзе почта оформилась в очень четкую хорошо отлаженную систему. Появилось разделение на обычную, доставляющуюся наземным транспортом, и более скоростную - авиапочту. Но и там, и там используются конверты. А, раз используются конверты, на них наклеивают марки. А если существуют марки (причем огромное количество), значит их можно коллекционировать.


Борис Горлов (X-TEAM.Ru)

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь