Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Кампанофилия / Колокол и колокольчик

Колокол и колокольчик

Статьи

Рябиновый звон
Поет, звенит, говорит...
Музыка ветра, ветряной колокольчик, поющий ветерок
Колокольчики в музыке
Колокола-колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокол и колокольчик
Карильоны
История создания музея колоколов
История колоколов
Древние била
Валдайский колокола и колокольчики
Фольклор ямщиков
Коллекции

 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3  4 

0Как-то раз мне подумалось, а интересно было бы узнать, что означали слова `колокол` и `колокольчик` в 19 веке, с какими другими словами они сочетались, в состав каких пословиц и поговорок входили, какие оттенки их значений существовали в различных говорах и диалектах.

Я обратилась к словарю В.И. Даля.

Итак, колокол.

Даль определяет это слово как `звон`, а через запятую дает его церковное значение `кампан`. Это интересно, ибо я не совсем уверена, что сейчас рядовому русскоговорящему человеку, если только он не лингвист и не использует латынь в какой-либо иной сфере деятельности, известен этот корень, campan, означающий `колокол`.

Далее приводится уже развернутое объяснение, что есть кампан-колокол. Это `вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом и языком`.

Даль рассматривает слово `колокол` с точки зрения размера последнего, материала, формы, наличия имени, назначения.

Так, большие колокола, пишет он, употреблялись только при церквах. А потому звались `божьим гласом`. Маленькие назывались `колоколец, колокольчик`. Их значение Даль определяет как `звонок`. Такие колокольчики подразделяются на `почтовый`, т.е. тот, что вешался под ямскую дугу на почтовые тройки, `дверной`, который прикреплялся к двери для звону приходящих, и `ручной`, который назывался еще `позвонок` и служил для зова прислуги.

В современной жизни не осталось, увы, места почтовым колокольчикам. На входных дверях у нас всё больше прикреплены электрические звонки, а не дверные. И даже те, кто может позволить себе иметь прислугу, вряд ли зовет ее к себе звоня ручным колокольчиком.

Но представить себе всё вышеописанное нам не сложно. Память быстро выдает примеры из художественной литературы, театра, кино, живописи, музыки.

Колокольчики, что вешали на шею скоту, в северных и псковских говорах назывались `колоколо` (с ударением на последнем слоге) и `колоколок` (ударение на предпоследний слог). Если же колокольчик был клепаный, либо деревянный, тогда он назывался `ботало`. Круглый, как шар, - `глухарь`, `гремок`, `гремушка`, `балабончик`, `бубенец`, `бубенчик`.

Слово `колокол` употреблялось как часть метафоры `человек колокол`. Она, метафора, имела значение `разглашатель вестей, живая газета` и похоже, что вышла из употребления в современном русском языке. Равно как и то, что вряд ли сейчас мы скажем `как под колоколом`, говоря об оглушительном шуме или мощном голосе.

Даль говорит о том, что встарь колоколам давались имена. Имеются в виду церковные колокола. Назывались они так: буревой, бурлила, гуд, лебедь. По размеру и назначению колокола тоже различались: зазвонный, перечасный, праздничный.

В Москве колоколом называлась круглая палатка, которая ставилась для продажи напитков на гуляниях.

Особо выделяются Далем валдайские колокольчики. Он считает нужным упомянуть, что на них были надписи и приводит следующие: `Купи, не скупися, езди, веселися`, `Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей`.

О том, что жизнь в старину была немыслима без колоколов, колокольного звона говорит и то большое количество (а с учетом диалектов огромное) поговорок, пословиц, в состав которых входит слово `колокол` и его производные. Некоторые из них вышли уже из употребления. И это понятно, если вспомнить историю нашей страны в 20-е и 30-е годы 20 века, когда безжалостно рушили церкви с колокольнями. Значение других становится ясным при наличии пояснений, т.к. исчезли реалии жизни, обыгрывавшиеся в поговорке/пословице.

К первой группе я бы отнесла следующие: `Звони, поп, в колокола, чтоб попадья не спала`, `Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти`.

А ко второй группе, где Даль сам приводит пояснения, - такие, например: `У царя колокол на всю Россию`, т.е. рекрутский набор. `Стояли люди под колоколами`, т.е. слушали. `Одни колокола поют`, т.е. в церкви не служат.

 1  2  3  4 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь