Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
ставки на спорт
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Кампанофилия / Поет, звенит, говорит...

Поет, звенит, говорит...

Статьи

Рябиновый звон
Поет, звенит, говорит...
Музыка ветра, ветряной колокольчик, поющий ветерок
Колокольчики в музыке
Колокола-колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокол и колокольчик
Карильоны
История создания музея колоколов
История колоколов
Древние била
Валдайский колокола и колокольчики
Фольклор ямщиков
Коллекции

 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0О чем может рассказать поддужный колокольчик.

Удалая тройка, веселый звон бубенцов и колокольчиков под дугой: Славна Русь молодецким задором! Заслышишь издали переливчатый звон - сразу понятно: почтовая ли карета спешит, купец ли едет или летит шумная деревенская свадьба. Обо всем расскажут колокольчики сведущему человеку. И не только благодаря многообразию зычных голосов. Обратите внимание на надписи на юбке, и увидите пронесенные сквозь многие лета нестареющую народную мудрость и искрометный ямщицкий юмор!

Российскому дужному колокольчику более 200 лет. Беспощадное время оставило крайне мало свидетелей далекого прошлого. Но это малое число выражается тысячами экземпляров! Проявляемое к ним нарастающее внимание, прежде всего со стороны коллекционеров, привело к тому, что большинство из них обрели подлинные хозяев, попав из сферы неизвестности в сферу определенной недоступности.

Учитывая огромный интерес как коллекционеров, так и антикваров, этнографов и музейных работников была подготовлена и издана книга Литъ въ Касимовiъ. Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колокололитейного центра XIX - начала ХХ в. Автор идеи, редактор и составитель - лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники, профессор Андрей ГЛУШЕЦКИЙ.

Происхождение поддужного колокольчика связано с исконно русской упряжью - тройкой. Подвешенный под дугой над головой коренника почтовой или курьерской упряжи, такой колокольчик стали называть поддужным или почтовым (ямским). При езде резвой тройки звон поддужного колокольчика был наиболее ярким и выразительным. В сознании людей XIX века он ассоциировался с разлукой и встречей, радостью и печалью. Звон колокольчика под дугой нашел отражение в песенном и поэтическом творчестве:

Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, то, верно, знает самbr
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам.

А. С. Пушкин. Граф Нулин

Однако хотелось бы поговорить не о звоне колокольчиков, а повернуть беседу в иное русло, не менее увлекательное. Каждый, кто возьмет в руки дужный колокольчик, непременно обратит внимание, что его нижняя, расклешенная часть - юбка - не только украшается затейливыми орнаментами, но и имеет надписи, несущие интересную и разнообразную информацию. Колокольчик не только поет - он говорит! Это не просто сигнальное ездовое средство. Это народное слово, увековеченное в бронзе!

Колокольные тексты рассказывают об изготовителе, времени основания его мастерской, месте и дате изготовления изделия, владельце, торговце, их социальном статусе, памятной причине выпуска изделия и пр.

К традиционным отнесены тексты, используемые в нескольких колокололитейных центрах; частота их употребления характеризуется наличием в коллекциях более пяти, а в некоторых случаях и десятка изделий с вариантами таких надписей.

Оригинальные тексты встречаются только в одном колокололитейном центре (в частности, Касимовском, Валдайском, Нижегородском, в Вологодской губернии). Частота их употребления характеризуется тем, что известно не более одного - трех экземпляров изделий с вариантами таких надписей.

Многие тексты сложны по содержанию (например, опознавательные надписи владельцев). С одной стороны, они содержат описательную информацию о владельце колокольчика, с другой - личные дарственные посвящения, являющиеся фразеологизмами. Любовная или алкогольная темы охватывают тексты, отнесенные к различным языковым единицам: поговорки, пословицы и образные фразеологизмы.

Не следует забывать, что литье колокольчиков - это прежде всего промысел, призванный давать доход (пропитание) изготовителям и их многочисленным семьям. Литейщики проявляли изобретательность, желая выделить свои изделия из общей массы и тем самым привлечь к ним внимание.

Сформировался набор фразеологизмов, отливаемых на колокольчиках, которые были призваны вызывать позитивные ассоциации, связанные с покупкой данной вещи. Подчеркивается, что ее приобретение дает не только и не столько потребительский эффект от использования этого сигнального, ездового средства, но и дополнительные позитивные ощущения - веселье, счастье, колокольчик потешает и увеселяет и т.п. В настоящее время такие фразеологизмы называются рекламными слоганами.

Колокольчик, прикрепленный к дуге, малодоступен для прочтения отлитого на нем текста: его можно различить, только держа изделие в руках. Вряд ли пассажир, садящийся на ямской станции в тройку, шел на морозе в сумерках читать через голову лошади надпись на высоко притороченном к дуге колокольчике. Читались они, как правило, при приобретении изделия и изначально выполняли следующие функции:

- товарного знака (опознавательной надписи изготовителя и/или торговца);
- рекламы (прототип современных рекламных слоганов);
- именной надписи владельца;
- памятной надписи, соответствующей какому-либо событию;
- выделяли изделие из общей массы однородных, схожих товаров.

Колокольные надписи выполняли определенную функциональную роль в быту. Они могли быть:

- личными дарственными надписями;
- типовыми дарственными надписями;
- характеристиками качества, особого фасона, эксклюзивного изготовления;
- надписями, используемыми в сватовстве, свадебных и иных обрядах;
- надписями, предназначенными для гулянья на народных праздниках: Егорьев день, Пасху, Троицу, Седмик и т.п.

По последнему из вышеназванных критериев колокольные надписи могут быть отнесены к различным языковым средствам (крылатые слова и иные литературные заимствования, пословицы и поговорки, прибаутки (скоморошины), загадки, образные фразеологизмы, иные фразеологические обороты). Например: Колокольчик - дар Валдая (крылатое выражение), Бежит тройка под дугой , Под сим колокольчиком Валдая мчится тройка удалая (литературное подражание).

Имеются примеры сочетания опознавательной надписи изготовителя и литературного заимствовования.

ЗАВ:СТУКОЛКИНА.МЧИТСЯ ТРОИКА УДАЛАЯ И: КОЛОКОЛ: ДАРЪ ВАЛДАЯ:


http://havefun.cv.ua/raznovidnosti/kampanofiliya/poet-zvenit-govorit:.html

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь