Пивная этикетка появилась в Западной Европе в конце XIX столетия. В этот период в типографиях стал использоваться метод цветной литографии, и пивовары быстро сообразили, что этикетка может стать дополнительной рекламой. Уже в те времена на этикетках указывались наименование продукции, товарный знак, имя владельца пивоварни и место расположения завода.
Первые этикетки оформлялись шрифтом, цветом, гербами и виньетками. Примером могут служить российские этикетки Калинкинского завода. В начале XX века стиль `модерн` нашел свое отражение и в оформлении этикеток. Также стала популярна стилизация под старину - представителями этого течения были В.Васнецов и И.Билибин: рекламный плакат завода `Новая Бавария` работы последнего изображает бояр у пивной бочки.
В этот период на пивных бутылках появились не только прямоугольные, круглые, но и фигурные и многоугольные этикетки, а также сюжетные рисунки и логотипы (торговые знаки). Калинкинское товарищество, например, выпускало продукцию со знаком, содержащим изображение глобуса, а `Старая Бавария` - льва. На этикетках изображались награды выставок и размещались различные надписи, в частности `Поставщик двора Его Императорского Величества`.
Послереволюционная история российской пивной этикетки несет на себе черты времени перемен. Так, в 40-е годы Калинкинское товарищество было переименовано в `Пивзавод им. Степана Разина. Переименовывались и названия сортов пива: `Венское` - в `Жигулевское`, `Мюнхенское` - в `Украинское`, `Пильзенское` - в `Рижское`. В 1934 году все пивоваренные заводы перешли в подчинение Наркомпищепрома и согласно ОСТ 350 должны были выпускать унифицированные сорта пива. А в 1946 году появился ГОСТ 3473-46, который определил единообразный дизайн пивных этикеток. Новое рождение дизайн пивных этикеток получил в России новую волну лишь в начале 90-х годов, и сегодня мы можем наблюдать многообразие форм и способов оформления этикеток.
В Интернете можно легко найти различные собрания пивных этикеток от коллекционеров со всего мира: тематические, исторические, отсортированные по дате поступления в коллекцию. Приведем лишь несколько примеров: сайт `Все о пиве` Павла Егорова, `Музей пивных этикеток` Алексея Ларина, сайт Beer Design Владислава Шамова, санкт-петербургский клуб коллекционеров пивной атрибутики `Пивной этикет`.
В виртуальном музее этикетки на сайте `10х7` (это стандартный размер советской пивной этикетки) В.Полежаев представляет ежемесячные тематические подборки этикеток, антологии этикеток отдельно взятого завода, а также новые этикетки, которые можно найти в Москве, и многое другое.
Московский клуб коллекционеров пивной атрибутики, который был основан в 1998 году как некоммерческая общественная организация, объединившая коллекционеров различных направлений пивной тематики (этикетки, банки, пробки, бирдекели, значки, плакаты и т. п.), выпускает электронный журнал. В нем рассказывается об истории российских и зарубежных заводов, об обменных биржах для коллекционеров, приводятся образцы знаков и этикеток.
Зайдя в Google, можно найти огромное количество сайтов о пивных этикетках. Изучение лучших образцов этикеток, несомненно, пойдет на пользу дизайнерам, и маркетологам.
http://havefun.cv.ua/raznovidnosti/birofiliya/dizain-etiketki.html |