В наших коллекциях как-то не принято выделять отдельную тему под названием `Курортный отдых и лечение`. Удивительное дело, но на эту тему крайне мало рекламных, видовых марок. Лишь изредка в какой-нибудь серии промелькнёт приморский вид.
Между тем, как ни странно, марок, связанных с курортными местами, все-таки выпущено немало. Но почти все они - фискальные. Курорты - место для траты денег, а посему не грех и казне здесь поживиться.
В царской России слово `курорт` отнюдь не означало `юга`, как это имело быть уже в советское время. Отнюдь! Путешествие на юг было делом не простым. К примеру, чтобы добраться до Ялты приходилось из столицы несколько суток трястись до Одессы, затем садиться на частный пароход или парусник и добираться, скажем, до Севастополя. А там до Ялты и рукой подать - на арбе за полдня доберётесь.
Поэтому из Петербурга часто ехали отдыхать в Прибалтику или ... на Белое море. Да-да, не удивляйтесь, берег Белого моря в те далёкие годы считался вполне курортным местом. А что холодно - не беда: на берегу ставили огромные деревянные ванны, куда подливали горячую воду. Хватало и мест отдыха в центре страны - были вполне популярны лечебницы, скажем, в Старой Руссе или Липецке.
Но вернёмся к маркам. Итак, раздел `ревенью` представляет нам целый перечень различных курортных марок. Что это были за марки, зачем и как они использовались?
Начнём с местных нужд. Само по себе устройство курорта - дело хлопотное. Нужна санитария. Нужен приятный вид местности. Нужны сооружения. Нужен уход за прибрежной зоной. Наконец, просто нужны люди, заботой которых было бы курортное обустройство. Для всего этого необходим бюджет. Вот здесь-то и возникает понятие `курортный сбор`, которое, кстати, существует по сей день. Взимался и взимается он по-разному, где-то при пересечении границы, где-то при регистрации, где-то в момент оплаты проживания. Но в любом случае курортный сбор взимается с новоприбывших, то есть - курортников. Именно их кошельки пополняли муниципальный (а со временем и центральный) бюджет.
Вот как пример - вырезка, где курортная марка соседствует с прописочной. Всё правильно, в момент прописки помимо прописочного сбора был взыскан и курортный. Сравните-ка номиналы, 10 коп. - за прописку и целых 2 рубля - за курорт. Недёшев был отдых, ох не дёшев.
Вот еще один пример: известное курортное местечко Алушта, прописная марка в 1 рубль, 1917 год. Скорее всего, сюда также включен курортный сбор, потому как в серии два достаточно крупных номинала (50 коп. и 1р.). Надо отметить, что Алушта, бывшая раньше небольшой татарской деревенькой, стала курортом лишь на рубеже 19-го и 20-го веков, благодаря серьёзным усилиям местной муниципии, сообразившей, что грешно упускать такой климат и прекрасное море.
Несколько иная ситуация была в бальнеологических курортах Юга России и Кавказа. Эти курорты славились, во-первых, минеральной водой, а во-вторых, целебными грязями. Так или иначе, к воде доступ был бесплатен, но жемчужные, радоновые и грязевые ванны сам бог велел обложить каким-нибудь сбором. Коллекционеры располагают несколькими сериями фискальных марок для оплаты ванн в своих коллекциях. В первую очередь, конечно, отличился Кисловодск - основной лечебный курорт Кавказа. Известно аж целых пять выпусков таких марок с аббревиатурами У.К.М.В. и К.М.В. Автор данной заметки располагает уникальным документом, свидетельствующим о том как применялись эти марки. Перед нами больничная книжка. Наклеенные на страницу марки в какой-то степени отражали число принятых процедур.
То есть, если обычные курортные марки попадали в документы, то марки оплаты ванн, будучи обычными учетными марками, клеились в менее официальные бумаги.
Сами марки К.М.В. отнюдь не редки, однако собрать полные серии (а это до 11 марок) невероятно тяжело.
Помимо Кисловодска марку для оплаты ванн выпускали Петровский курорт г.Липецк и Перкупские минеральные воды (ныне город Горячий Ключ).
|