Павлиний трон - утраченное сокровище, после потери которого мир обеднел, лишенный потрясающего блеска. Много легенд и мифов связано с этим произведением ювелирного искусства, много версий выдвигается вот уже не одно столетие. Записки Жана-Батиста Тавернье, который в XVII веке посетил сокровищницу в Северной Индии, могут пролить свет на рождение и гибель Павлиньего трона...
Тамерлан был жестоким воином и беспощадным противником. Он дал жизнь династии Великих Моголов, покоряя соседние государства и наводя на них ужас. И вместе с тем Тамерлан был... утонченным любителем драгоценных камней! Он собирал их по всему свету, и нередко за сокровища приходилось платить обагренной кровью саблей, нередко шел великий полководец на риск, чтобы завладеть одним-единственным камнем. Более двух веков Династия Великих Моголов хранила и умножала прекрасные сокровища, которые начал собирать ее основатель...
Потомок Тамерлана, Шах-Джахан, скучал. Причина скуки была проста - он не знал, чего пожелать. Был он сказочно богат, прекрасные женщины окружали его, не было у него ни в чем недостатка, и перед его армией трепетали не только враги, но и союзники. А шах скучал. Хотел он возвыситься над всеми смертными, хотел иметь то, чего не имеет ни один человек на земле.
Призвал Шах визиря, посмотрел на него, сдвинув брови.
- Я хочу иметь то, чего не имеет никто. Я хочу иметь то, что будет столетия напоминать о Величии Династии Моголов. Иди и думай! Три дня есть у тебя на раздумья, а если...
Шах-Джахан не договорил, а Визирь, пятясь, вышел. Прошло два дня и две ночи. Сидел Великий Визирь с мудрецами, думал думу, страшился гнева Шаха. И был среди мудрецов старик Хариби - старый, как сама старость, мудрый, как сама мудрость...
- Послушай, Визирь... - сказал Хариби на рассвете последнего дня.
И вот снова Великий Визирь стоит перед Шахом Джаханом, глаз не поднимает от пушистых ковров, голову склонил.
- Я знаю, что тебе нужно, Великий Шах.
Умолчал Визирь о том, что это придумал старик Хариби, не захотел делить с ним славу. Кивнул Шах, выпростал из-под халата богато расшитую туфлю. Приложился Визирь к туфле губами.
А потом началось невиданное. Выносились режущие блеском глаз самоцветы из сокровищниц Великих Моголов, грудами ссыпались на ковры золото и серебро. Со всей Индии спешили к Шаху лучшие ювелиры и камнерезы, скульпторы и художники. Велел Шах не жалеть ни золота, ни серебра, ни прекрасных самоцветов - использовать вволю. Чтобы создать символ могущества Великих Моголов - великолепный трон, такой, чтобы дыхание захватывало при взгляде на него, чтобы был он ослепительным. Велел Шах сделать спинку трона в виде хвоста удивительного индийского павлина - многоцветного, грациозного, неповторимого.
Изловили великолепную птицу, лишили перьев хвоста, стали бережно хранить эти перья, во избежание порчи помещать надолго в ледяную воду Райского потока Нехр-и-Бишт. Раскладывали перья чудесным узором, чтобы повторить его затем в точности.
Один за другим самоцветы складывались в удивительный рисунок. Спорили и чуть не дрались великие ювелиры и художники, брали один другого за бороды, споря о камнях. И порешили - не стоимость камня важна для Трона. Важно, чтобы искусством ювелирным поразил он, чтобы померкли перед его великолепием солнце и луна. Так рождался Павлиний Трон - истинное сокровище богатства и искусства, непревзойденная работа умельцев Индии, символ величия Моголов и услада для Шах-Джахана.
Ювелиры-мастера сумели воссоздать из яркого золота настоящее дерево - резное и ажурное. А спинку выполнили в виде хвоста павлина, и только очень уж пристальный глаз смог бы отличить его от настоящего. Рубины и сапфиры, множество других драгоценных камней шли в работу.
Что это?.. Кровавой каплей сияет на спинке трона рубин в сто карат. То ли каплей питьевой воды, то ли звездой, то ли слезой сияет вправленная в рубин жемчужина. Да, множество самоцветов из сокровищниц Династии украсило великолепный трон, многие из них вместе с ним погибли, пропали, ушли от людских глаз. Эмаль украшала подлокотники трона - нежная и перламутровая, переливчатая и прозрачная. Не было и нет равного этому произведению искусства, которое под страхом смерти, но и забываясь в то же время в работе, создали лучшие индийские ювелиры прошлого.
|