Изделия Фаберже широко известны не только в русском ювелирном искусстве, но и во всем мире. Изысканные и яркие, выполненные с большим мастерством и талантом, они пользовались огромной популярностью в среде именитых, состоятельных и творческих людей. Некоторые специалисты утверждают, что стиль Фаберже не был уникальным, а заимствовал формы и способы украшения изделий из истории ювелирного дела. Никто не станет отрицать, что мастера фирмы использовали в своей работе бесценный опыт ювелирного дела, как российский, так и мировой. Однако, при всем этом они сумели придать своим изделиям дух современности и бесспорную индивидуальность. Среди ювелиров Фаберже не было принято копирование, скорее, классические идеи и эскизы находили новое воплощение в умелых руках талантливых и прекрасно обученных мастеров.
Основоположником ювелирной династии считается Густав Петрович Фаберже, родившийся в 1814 году, а в 1842 уже открывший в Санкт-Петербурге маленькую мастерскую и магазинчик ювелирных изделий. Первые изделия, производимые фирмой, были рассчитаны на широкое потребление и ничем не отличались от продукции конкурентов. Со временем Густав приобщил к делу подрастающих сыновей, Агафона и Карла, настояв на том, чтобы они получили специализированное образование за границей. Сыновья внесли много нового в семейное дело, значительно превзойдя отца в мастерстве. Агафон прославился выдающимися художественными способностями и талантом конструктора. Карл, старший из сыновей, в 1872 году сменил отца на посту главы фирмы, расширив ее, реорганизовав и открыв многочисленные филиалы. Карл Густавович отличался многочисленными положительными качествами, начиная от способностей лидера и заканчивая острым умом и ярким творческим потенциалом. Фирма, к тому времени уже переименованная в `товарищество`, под его началом стремительно развивалась, расширяя ассортимент своей продукции и работая уже по многочисленным индивидуальным заказам.
Карл Фаберже собрал под крышей своего предприятия множество талантливых молодых людей - скульпторов, художников, ювелиров и камнерезов. Он привлекал к сотрудничеству самых выдающихся представителей мира искусства, приветствовал новые технические приемы и креативные решения. Для массы выпускаемых изделий уже не хватало мастерской, поэтому Карлом было создано множество отдельных узкопрофильных производств: одни работали по золоту, другие - по серебру, третьи - по драгоценным камням и т.п. Ювелирные изделия, производимые фирмой Фаберже, настолько различались по масштабу и стоимости, то каждый желающий мог купить здесь что-то для себя или в подарок кому-то. Фаберже обслуживали как средние слои населения, так и членов императорской семьи. При этом, независимо от стоимости товара, весь он был высочайшего качества, что весьма благотворно влияло на повышение популярности фирменной продукции. Клеймо Фаберже служило знаком отличия и признаком того, что данное изделие изготовлено высококлассными мастерами своего дела.
До некоторого времени слава Фаберже не выходила за пределы России. Но, начиная с 1882 года, все начало меняться - фирма приняла участие во Всероссийской выставке промышленно-художественных изделий, проводимой в Москве, где получила золотую медаль и обратила на себя пристальное внимание особ самого высокого уровня. А уже через три года на вывеске фирмы появилось изображение Государственного герба России, означавшее присвоенное звание `Поставщик Высочайшего двора`. Чуть позднее Карл Фаберже получил еще одно звание - придворного ювелира. Теперь фирма выполняла множество заказов императорского дома и, конечно, должна была учитывать пожелания высочайших клиентов. Надо отдать должное Карлу - он умудрялся даже с царственными особами спорить по поводу реализации своих творческих замыслов, причем делал это настолько убедительно и деликатно, что, как правило, одерживал победу.
В это время подросший сын Карла Густавовича, Евгений, также принимает участие в семейном деле. Будучи талантливым художником, он приносит фирме новые творческие решения и принимает участие в разработке самых драгоценных изделий.
|