Художники этого стиля бомбят стены городов художественным образом! `Бомбить` - на их сленге означает рисовать. Многие считают граффити неотъемлемой частью рэп-культуры. Другие кричат, что это просто молодёжное безобразие. И то, и другое не соответствует истине.
`Граффити` происходит от итальянского `graffito`, то есть `нацарапанный`. Самим художникам такое происхождение не нравится. Ведь одно дело - нацарапать гвоздём на заборе `Здесь был Вася`, и совсем другое - приложить максимум усилий и творческого мышления для создание масштабной красивой картины. Ну и что, если не на холсте, а на стене? Разве от этого произведение стало хуже? И потом оно украшает стену, любоваться может любой прохожий. Такой точки зрения придерживается большинство граффитистов.
История возникновения этого вида искусства уходит корнями в 1970-е годы. Некоторые полагают, что первым граффитистом был некий Деметривс, который в 16 лет расписал свой район собственной кличкой - Taki 183. Номер означал название улицы. Использовался обычный, но добротный маркер. В самих надписях не было ничего примечательного, но подросток не остановился. В скором времени буквально половина города пестрила этой надписью. После того как о нём написали газеты, часть молодёжи подхватила идею и принялась соревноваться: клички большие, на видных местах, яркие. Вот тут и произошли `роды` граффити. Прошёл год-другой и граждане уже видели по-настоящему красивые произведения. Причём, это уже были необязательно слова, но и пейзажи. Отсюда граффитисты разделились на две категории: писатели и шрифтовики. Одни занимались изобретением и внедрением в жизнь всевозможных причудливых шрифтов, другие же - более разнообразили рабочую область.
Кстати, тут же появились и гонения на уличных хулиганов, портящих красками здания. В этих упрёках была и есть доля правды: ведь далеко не каждый сходу сделает мастерскую роспись. Иногда для этого требуются частые и долгие тренировки. Плюс ко всему - некоторые здания являются муниципальным имуществом и их разрисовка влечёт за собой как минимум большие штрафы. Поэтому идеальными объектами для творчества американских подростков на некоторое время стали поезда подземки. Юные экспериментаторы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда в новой `чешуе`. Плохо было то, что копоть и пыль быстро съедали все художественные росписи умельцев. Конечно, маркеры очень быстро вернулись в своё первоначальное предназначение - в дома для мирной раскраски рисунков. В обиход вошли краски в баллончиках, которые только набирали популярность. Одновременно стали появляться объединения граффитистов, такие как `The EX Vandals`, `The Soul Artists`, `United Graffiti Artists`. Появилась конкуренция, которая иногда переростала в боевые действия. Бывало, что рисунки перечёркивались жирной чёрной краской. Но были и более цивилизованные способы выяснения отношений. Например, конкуренты должны были разрисовать стену в течение определённого отрезка времени. Чья площадь была заполнена больше, тот и выигрывал. Проигравший по уговору отдавал другому свои краски илим лишался возможности рисовать на протяжении года. А в 1982 году режиссёр Чарли Ахерн снял фильм `Wild style`. В нём основным героем был парень, который увлёкся граффити. Этот фильм и ещё несколько таких же стали культовыми среди любителей модного вида уличного искусства.
До славянских государств все новинки приходят с опозданием. Так было и в случае с граффити. На территории СССР оно проявилось только в 1985 году. Как раз тогда были проведены первые фестивали брейк-данса. А декорации к ним разрисовывали местные молодые художники, которые осваивали новое течение. Публика была поражена красотой этих декораций, после чего быстро разузнала у художников каким образом были сделаны эти шедевры и как, собственно, называется такие произведения. В то время только `Латвбытхим` выпускал краску с аэрозольной эмалью в баллончиках. Его продукция стала дефицитом, поскольку молодёжь бросилась покупать её в больших количествах. Первые яркие, монументальные рисунки появились в Калининграде и Питере. Странно, что столица только через пару лет стала `носителем` граффити. Если американским граффитистам приходилось туго, то учитывая строгость и режим советских властей, можно представить насколько тяжелее приходилось нашим ребятам. Молодого человека могли прямо на улице без всяких объяснений увезти в милицию. Там оказывалось, что представители правоохранительных органов ошибочно приняли какую-то букву за свастику.
Сегодня всё-таки граффитистам гораздо легче творить. Проводятся специальные фестивали, на которых официально отдают какое-либо здание в руки художникам. А некоторые даже нанимают их для того, чтобы сделать рекламу какой-нибудь компании или мукальной группы. Однако, `ветераны` утверждают, что искусству граффити приятнее всего на вкус ощущение свободы: где захотел, там и нарисовал. Главное - не переступать грань морали и не приносить намеренный вред обществу. Плохо, что живопись хранится дома или в музеях, а вот стенку с собой не унесёшь. Но слава Богу, есть фотоаппарат, с помощью которого можно запечатлеть эти рисунки и потом просматривать фотографии.
http://spokusa.com.ua/post/687.html
|