Первой серией почтовых марок фашистской Германии были три миниатюры с портретом прусского короля Фридриха II Великого. Что было не случайно: монарха обожествляли Гитлер, нацистская верхушка и военщина. Как отмечается в "Михеле" - немецком каталоге почтовых марок, указанная серия поступила в обращение 12 апреля 1933 г. в связи с началом работы рейхстага. Известно, что накануне первого заседания германского парламента в гарнизонной церкви у гробницы Фридриха II произошла знаменательная встреча, когда президент Веймарской республики фельдмаршал Пауль фон Гинденбург обменялся рукопожатием с рейхсканцлером Адольфом Гитлером.
Напомним, что Гинденбург назначил Гитлера на этот пост 30 января этого же года и тем самым содействовал установлению фашистской диктатуры и развязыванию II мировой войны. Веймарская республика возникла в 1918 г. в ходе Ноябрьской революции, покончившей с монархией Гогенцоллернов и после поражения Германии в I мировой войне. 15-летнее существование республики было временем разгула немецкого национализма и активных действий множества реваншистских и националистических организаций, требовавших пересмотра условий Версальского договора и возвращения Германии утраченных территорий. О господствующих в стране настроениях можно судить по почтовым маркам 1928 г. с такими надпечатками: "Вернуть Германии колонии","Без колоний Германия существовать не может". В Веймарской республике пропагандировалась точка зрения, будто Германия защищалась и не виновна в развязывании I мировой войны. Поэтому не понес наказания ни один из представителей военщины, наоборот, германских генералов изображали как стойких патриотов и героев. Прославлялся фельдмаршал Гинденбург, которому поставили памятник в Восточной Пруссии, где под его командованием были разбиты в 1914 г. русские армии. Именно он в 1925 г., после смерти президента Ф. Эберта, был выдвинут монархистами и националистами на высокий государственный пост. И он победил. В 1927 г. почтовое ведомство Германии отметило 80-летие со дня рождения Гинденбурга изданием серии почтовых марок. Через 5 лет в обращение поступили марки к его 85-летию. Наконец в 1934 г. появились марки в связи со смертью Гинденбурга. Появился портрет Гинденбурга и на серебряных монетах в 1929 г. номиналом в 3 и 5 марок, а затем и на монетах, чеканившихся в 1935-1939 гг. Президент Гинденбург говорил, что Германия не отступит от Данцига, Польского коридора и других немецких земель. Победа на выборах Гинденбурга свидетельствовала о том, что остановить возраставший агрессивный милитаризм и рвущихся к власти фашистов становится невозможным. Вот почему против блока реакционных партий и организаций противостояли подлинные защитники демократии - коммунисты, боровшиеся под лозунгом: "Кто голосует за Гинденбурга, тот голосует за Гитлера, кто голосует за Гитлера, тот голосует за войну". А Гитлер в своих выступлениях неустанно говорил о необходимости пересмотра условий Версальского мира и возвращении всех отторженных территорий, в том числе и колоний.
Огромную роль в пропаганде милитаризма сыграл близкий соратник Гитлера Иозеф Геббельс, которому подчинялись пресса, радио, книгоиздательство, искусство, кино, театр. Почтовое ведомство также подчинялось Геббельсу, и таким образом германская филателия оказалась на службе фашистской пропаганды. Эмиссия почтовых марок стала одним из средств оболванивания немецкого народа. Прежде всего знаки почтовой оплаты Германии использовались для возвеличивания личности Гитлера, в котором видели символ "Великой Германии". Фюрер неизменно присутствует на почтовых марках, начиная с памятного блока, выпущенного в 1937 г., когда отмечалось 48-летие со дня его рождения. Портреты Гитлера помещались на почтовых документах протектората Богемия и Моравия, Генерал-губернаторства (Польша), на марках оккупированных территорий Советского Союза (в виде надпечаток: "ОСТЛАНД", "КУРЛЯНДИЯ", "УКРАИНА") и на марках полевой почты. Это делалось в соответствии с утверждением Гитлера: "Обожествление вождя - это государственная политика". Гитлер часто называл себя "рабочим", "человеком из народа", которому удалось стать вождем Германии. Постоянно присутствует на марках Германии и такая тема, как съезды нацистской партии, проводившиеся в Нюрнберге.
|