Великие художники известны всему миру. А вот реставраторы почему-то остаются в тени. Это печальный факт, потому как именно они спасали мировые шедевры множество раз. В результате их работы мы до сих пор можем прийти в музеи и посмотреть на картины, написанные 300 или даже 500 лет назад.
Таким реставратором и `спасателем` был когда-то Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) - талантливый график, живописец. Родился он в Рязанской губернии, в 1909 году закончил Харьковскую школу рисования и живописи, а через год, переехав в Москву, продолжил обучение у М. Ларионова. В 1918-м состоялась его первая персональная выставка, и картину `Полотёр` приобрела Третьяковская галерея.
Одним словом, Рыбников был замечен и признан художественным сообществом как многообещающий талант. Вскоре А.В. Чаянов, ближайший друг брата Алексея Александровича, предложил ему сделать иллюстрации к своей повести `Кукла`. Работа удалась, но имела далеко идущие для семьи последствия: жена А.Чаянова, несравненная и неотразимая Елена Васильевна, ушла от него к художнику. Пылкая красавица нашла счастье рядом с замкнутым и немногословным человеком. Но вместе с тем он был весёлым, доброжелательным, остроумным, а самое главное - глубоко порядочным. Она осталась с ним на всю жизнь, и родила ему сына.
Многогранность дарований Алексея Рыбникова и увлечённость идеей спасения культурного наследия из пожара революции отодвинули живопись на задний план, хоть он и продолжал рисовать. А. Рыбников горячо берётся за музейное дело в Наркомпросе (1919-1920), создаёт реставрационные мастерские в Третьяковской галерее (1919). Позже он становится их бессменным руководителем в течение 30 лет, преподаёт в художественном институте имени В.И.Сурикова, проводит научные исследования и создаёт труды, ставшие классикой жанра: `Фактура классической картины`, `Техника масляной живописи` и другие.
Его неутомимость потрясающа, а многосторонность занятий - просто удивительна. Например, в 1933 году Алексей Александрович участвует в Ленской научной экспедиции. Впечатления от неё вдохновили на новые картины, которые были представлены на второй персональной выставке художника. О его таланте заговорили вновь.
Кстати, Рыбников с удовольствием занимался иллюстрированием литературных произведений. Особое чувство он испытывал к Дон-Кихоту, изображая его каждый раз по-новому. Хорошо получился последний портрет знаменитого идальго, на котором тот выглядит грустным и разочарованным. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет художника. Это одна из лучших его работ.
Алексей Александрович иллюстрировал произведения А.С. Пушкина (`Сказка о попе и работнике его Балде`), Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В рисунках Алексея Рыбникова есть безукоризненная творческая оригинальность... Его рисунки динамичны и остры, а сатирические характеристики персонажей отличаются социальной значительностью.
Сказать об этом человеке, что он был талантливым, мало. Да, на редкость талантлив, но ещё и благороден, деликатен, обладал тончайшей интуицией и самозабвенно любил живописные полотна. Реставрация была чуть ли не самым главным в его жизни. Рассказывают, что каждое утро он покидал квартиру со словами: `Пойду к своим пациентам`. Среди них, к слову сказать, были и `Боярыня Морозова` (Суриков), и `Иван Грозный` (Репин), и `Грюнвальдская битва` (Матейка).
Третья персональная выставка Алексея Рыбникова состоялась через сорок лет после его смерти. На ней были представлены графика и живопись из домашнего собрания. И оказалось, что по стилистике, колориту и образности он опередил своё время. Художественное сообщество вновь заговорило об открытии первоклассного художника. Произведения искусства А. Рыбникова (например, `Остров Диксон`, `Букет`) иногда попадаются в каталогах аукционов и быстро покупаются.
http://spokusa.com.ua/post/828.html
|