Картины в готическом стиле очень популярны сегодня. Вообще готика сама по себе находит своё место среди всех видов искусства. Изобразительное искусство - не исключение. Секрет прост - в готическую живопись художники добавляют загадочность.
Дать чёткое определение готической живописи затруднительно по двум причинам. Во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы.
Изучая основной период готической живописи, продлившийся с середины 13 до середины 15 века, мы без труда проследим этот процесс эстетической и тематической переориентации в раннем нидерландском искусстве. В первую очередь - в творчестве Яна ван Эйка. В новом искусстве с неотразимым очарованием сочетались традиционные методы живописи и новые представления о том, что должно быть изображено на картине. Именно на это намекает название книги Ганса Бельтинга `Изобретение живописи`, в которой описывается превращение старых функций религиозной живописи в оболочку для новой эстетики. Мнение Бельтинга о том, что была найдена новая `формула живописи`, которой всецело определился европейский тип видения мира, - чрезвычайно ценный инструмент для анализа нидерландской живописи. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена. Кроме того, литература, посвящённая Страстям Господним, и искусство театральной декорации в 14 веке способствовали развитию новых форм групповой композиции и сюжетно-тематических циклов картин, так что Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден могли пользоваться уже сложившимися моделями пространственной композиции и способов видения. Методично исследовав данную область культурных взаимовлияний, историк искусства Эрвин Панофский поместил раннюю нидерландскую живопись в центр всего средневекового искусства.
Особенно интересны в этом отношении анализы работ Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, так как он поможет дать ответ на вопрос, к какому стилю - готическому или ренессансному - принадлежат произведения, созданные в период от Яна ван Эйка до Иеронима Босха. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к `готическому лагерю`, послужил репертуар форм, использованный Рогиром ван дер Вейденом, - репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Более того, `модель ван дер Вейдена` интерпретировали как эстетическую основу для развития позднесредневековой живописи в Северной Европе - иными словами, для всего искусства 15 века. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательнее проанализировать достижения итальянской живописи.
Ганс Бельтинг утверждает, что Италия и Нидерланды `изобрели` живопись одновременно, но независимо друг от друга. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Конечно, нидерландский натурализм несопоставим с флорентийскими экспериментами в области перспективы. И всё же между реалистическим пространством картин Джотто и пространственной концепцией других художников треченто можно провести параллели. Эти картины разнятся за счёт пространства, в которое можно помещать `движущиеся` фигуры и мнимо объёмные предметы, стала предпосылкой для формирования воззрения Альберти на природу, основанного на познаниях в оптике.
Та же характеристика применима и к итальянским художникам от Джотто до Фра Анжелико, и к нидерландским мастерам от Яна ван Эйка до Иеронима Босха: если итальянцы учились писать в средневековом стиле с примесью современности, то и североевропейские художники позднего Средневековья были устремлены в будущее, к искусству Ренессанса.
|