Изобразительное искусство обычно рассматривают в серьёзном ключе. Но ему иногда присуща доля наивности. Только почему-то искусствоведы часто называют направление "наивное искусство" примитивным. Мол, отсутствует художественное образование. На самом деле такая точка зрения ошибочна.
Принято под наивным искусством подразумевать творчество художников-самоучек, то есть самодеятельных художников. Иногда это некоторые формы народного искусства. Разграничить эти области с достаточной чёткостью не всегда возможно.
В различных языках и разными учёными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой, ясностью и формальной непосредственностью формы, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в Европе последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций наивное искусство понимается как архаичное искусство древних народов. Например, первобытное искусство или живопись народов, которые задержались в своём культурно-цивилизационном развитии (коренное население Африки, Океании, индейцев Америки). Наконец, наивным искусством называют мир искусства талантливых художников-примитивистов 20 века. Они не получили профессионального художественного образования, но ощутили в себе дар писать картины маслом или просто делать оригинальные рисунки.
Некоторые из них (А. Руссо, К. Бомбуа, Н. Пиросманишвили, И. Генералич, А.М. Робертсон) создали истинные шедевры искусства, вошедшие в сокровищницу людского мира. Наивное искусство по видению мира и способам художественной презентации в чём-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако, по сути отличается и от того, и от другого. Принципиальное отличие заключается в глубокой сакральности, традиционности и каноничности. Картины как бы вобрали в себя детскую наивность и непосредственность мировосприятия. Его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство как правило оптимистично по духу, жизнеутверждающее, многоплановое и разнообразное, имеет достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.
Живопись данного жанра крайне разнообразна по форме и индивидуальной стилистик. Глубину многие живописцы стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс: плоскостность, упрощённая ритмичность, симметричность, активное использование локальных цветов, обобщённость форм, подчеркивание функциональности предмета за счёт тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приёмов. История живописи знала художников-примитивистов, которые были знакомы с классическим и современным (на тот период) профессиональным искусством достаточно хорошо. Вследствие этого часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках повторить чьи-то художественные приёмы без соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты берутся по обычному принципу - из всего окружающего. Но им гораздо легче удаётся спонтанное, интуитивное творчество, чем многим художникам-профессионалам. В результате возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные пейзажи, портреты и другие полотна. В них господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Любопытно, что некоторые приёмы и элементы языка представителей наивного искусства использовали в своём творчестве многие крупные художники 20 века (П. Клее, М. Шагал, Х. Миро, П. Пикассо). Наиболее ярко это выразилось в творчестве таких мастеров как Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Малевич, художники групп `Бубновый валет`, `Ослиный хвост`. Поэтому наивное искусство имеет совершенно самостоятельную ценность и самостоятельную историю.
http://spokusa.com.ua/post/847.html
|