Где снимать?
Это можно делать практически везде. Но - чтобы снять действительно интересные кадры, из города лучше все же выехать. Куда именно - выбирайте, исходя из своего знания окрестностей, советов друзей и знакомясь с картами. Не старайтесь забраться далеко в чащу леса. Наибольшее богатство и разнообразие видов на границах биотопов. Пройдитесь по краю поля, по опушке леса, по берегу реки или озера. Жизнь кишит везде, ваша задача - заметить интересный кадр и успеть его сфотографировать.
Постепенно у вас появятся излюбленные места для съемки, угодья с обильной дичью, куда вы будете возвращаться вновь и вновь. У меня таких мест два - большой луг с очень разнообразной растительностью, один край которого понижается к небольшой речке, становится сырым и отличается густыми зарослями зонтичных и крапивы; другой край луга совершенно сухой, с низкой редкой растительностью. Окаймляют луг деревья и кусты, что в совокупности дает большое разнообразие условий, богатство и разнообразие насекомых. Второе мое любимое место - закустареная опушка леса вдоль поля и луга.
Но все же не оставайтесь постоянно в одном месте, ищите новые места съемок. Сплошь и рядом бывает - на небольшой лужайке почти в течение всего лета встречаю очень симпатичных жуков - восковиков перевязанных, а уже в 200-300 метрах в стороне я их ни разу не видел. Так что постоянно будьте в движении, в поиске новых съемочных площадок.
Возможны, кстати, два вида съемок - целенаправленная охота на определенный объект и свободный поиск. Первое - специфический вид охоты, прерогатива специалистов и фотографов на задании. Требует тщательной подготовки, максимально возможного изучения особенностей поведения объекта. Здесь мы говорим о более простом варианте съемки, ведь наша цель - красивый и интересный снимок, не важно какого беспозвоночного.
Кого снимать?
Итак, добравшись до выбранного места, неторопливо начинаем двигаться, тщательно осматривая все, что попадается по пути. Насекомые - непревзойденные мастера маскировки, сколько раз приходилось высматривать кузнечика, к которому уже удалось подобраться, не спугнув. Вроде и стрекочет перед самым носом - а все равно не видно. Так что скорость передвижения во время съемки сравнима с черепашьей. Сколько раз убеждался, что проведешь в движении несколько часов, потом отвлечешься, оглянешься назад - оказывается, переместился за это время всего на несколько сотен метров. Заметив интересное насекомое (или паука, или многоножку и т.п.) - постарайтесь приблизиться к нему как можно более аккуратно. Есть несколько правил, выполнение которых позволит вам сделать это более-менее успешно:
- двигайтесь медленно и плавно, не делая резких движений, мягко и очень осторожно ставя ногу на землю;
следите за положением солнца и за своей тенью, если тень хоть на секунду упадет на насекомое - это наверняка спугнет его;
- больше шансов подойти к насекомому, когда оно чем-то занято. Скажем, к кузнечику легче приблизиться во время стрекотания. Если уж насекомые заняты едой или спариванием - это увеличит вероятность спокойно приблизиться к ним;
- тщательно следите, чтобы не задеть веточку или травинку, на которой сидит ваш объект. Под ноги так и норовит попасться веточка, которая заденет вторую веточку, которая качнет травинку с сидящей стрекозой. И останется только грустно посмотреть ей вслед. Чтобы этого не произошло - очень внимательно смотрите под ноги;
- подобравшись поближе, очень медленно и осторожно опуститесь на четвереньки, или присядьте, или ложитесь - как вам удобнее будет снимать. Не садитесь на корточки - это очень неудобная и неустойчивая поза, из которой снимать очень трудно.
Если удалось опуститься на землю около насекомого - можно немного расслабиться. Большая часть дела сделана. Запомните: сидящий или лежащий человек пугает насекомое несравненно меньше, чем стоящий - у вас появились все шансы успешно закончить эту съемку. Сколько раз убеждался - та самая бабочка или стрекоза, что 15-20 минут не соглашалась подпустить к себе даже на несколько метров - если все же удалось к ней подойти и присесть около нее, совершенно спокойно относится к дальнейшим манипуляциям. Можно подсовывать фотоаппарат вплотную, крутиться вокруг, выискивая лучший ракурс съемки, даже осторожно брать в руки веточку, на которой она сидит, и двигать для придания лучшего положения. Все вытерпит - если вы все это делаете плавно, без резких движений.
А не повезло... Ну что ж, лечь-встать, лечь-встать - зарядка тоже немаловажное дело для поддержания себя в форме.
Когда снимать?
Так, о чем это я? О времени года или времени суток? Пожалуй, поговорим об обоих параметрах.
Итак, время года. Весна, лето, осень - когда активны насекомые. Но нужно учитывать, что за это время насекомое проходит цикл развития (есть насекомые и с многолетним циклом, но сейчас не будем вспоминать об этом). В течение сезона можно встретить личинку, куколку и взрослое насекомое. Поэтому, приехав на то же самое место месяцем позднее - вы можете уже не застать тех насекомых, съемку которых вы хотели бы продолжить... Зато можно встретить новые, не менее интересные виды.
Время суток. Тут возникает дилемма. Можно снимать рано утром - когда насекомые малоактивны, и к ним легко подобраться. Но тогда это приходится делать при слабом утреннем освещении. Или ждать часов до 10 утра - тогда и солнце поднимется выше, и с кровати подняться проще... Но тогда и насекомые будут активнее, подобраться к ним намного сложнее.
Еще прибавим сюда, что разные насекомые активны в разное время суток, и запутаемся окончательно... Впрочем, выход есть, и он достаточно очевиден - если уж удалось вырваться на съемку, снимайте постоянно - ну, может кроме пары самых жарких послеполуденных часов. Все остальное время можно употребить с пользой. У меня любимейшее время съемки - первые пару часов после восхода солнца. И насекомые еще малоподвижны, и утренняя роса способна украсить собой кадр. А свет - что ж, в макро сложно обойтись без искусственной подсветки. Впрочем, об этом мы еще поговорим.
Снимать вечером - занятие довольно неблагодарное, насекомые еще активны, а освещение уже слабое. Но - есть и ночная/сумеречная съемка, которая совершенно незаменима по ряду причин. Во-первых, в это время можно снять интересных насекомых, застать днем которых невозможно. Во-вторых, фон всегда получается черным, это позволяет построить любопытные кадры. И, наконец, даже за дневными насекомыми часто интересно наблюдать, как они устроились на ночевку. Естественно, тут никак не обойтись без подсветки, и качество искусственного освещения особенно важно. Для наводки на резкость можно использовать свет карманного фонаря, особенно удобны для этих целей налобные фонарики - и руки свободны, и свет всегда направлен в сторону взгляда.
http://macroclub.ru/how/macro_vlad/sovet3
http://macroclub.ru/how/macro_vlad/sovet4
http://macroclub.ru/how/macro_vlad/sovet5 |