Даже если Вы ничего не знали о Рене Магритте, то его творческие работы (особенно его "джентельмены" в котелках), скорее всего, очень даже известны.
В рейтинге британской газеты The Times - рейтинг 200 самых лучших художников ХХ века - он занимает 32 место.
Как часто нам, погруженным в повседневные заботы, кажется, что жизнь протекает в заранее установленном русле и все события в ней подчиняются всем знакомым и понятным логическим законам. Но, бывает так, что поэтическая строфа, острое впечатление от прочитанной книги или картина художника переворачивают наши представления об окружающем мире. Сложившиеся стереотипы исчезают, и мы можем взглянуть на жизнь открытым, удивленным взглядом ребенка. Редкие художники обладают даром такого воздействия на зрителя и Рене Магритт - один из немногих. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) - так называется стиль, в котором работал художник. Его картины называют парадоксальными. `Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну` - писал английский философ Герберт Рид. Есть что-то немного странное между необычностью его картин и творческого кредо и традиционностью жизненного пути, самоуглубленностью образа жизни. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин.
МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) - бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла ("Это не трубка", предупреждает надпись на его композиции , где, изображена именно курительная трубка). В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма.
Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была весьма тяжёлой.
В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).
Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году.
В 1922 Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. После свадьбы она стала единственной моделью для его картин. С Жоржеттой Бергер он прожил до самой смерти.
1922 год стал знаковым для художника и по другой причине - именно тогда на глаза ему попалась репродукция картины Джорджо ди Кирико `Любовная песнь`: `Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приемы живописи: Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира`, - вспоминал Магритт о своем первом впечатлении.
Он поначалу находился под сильным влиянием дадаизма и кубизма. 1925 год стал поворотным в его творчестве: картина "Розы Пикардии" знаменовала новую манеру и новое мироощущение - "поэтический реализм". Художник переезжает в "центр сюрреализма" - Париж, где участвует во всех сюрреалистических выставках.
Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.
|