Прежде всего надлежит обратить внимание на то, что среди многорусловых движений в искусстве XX века, на их фоне возникают фигуры, значение которых крупнее иных течений. Эти художники не поддаются влияниям и доктринам, а сами формируют и распространяют их. Мы встречались уже с такими личностями, как Ф.Ходлер, соединивший в своем искусстве и символическую неоклассику и свободолюбивую национальную романтику; В.А.Серов объял собой целую эпоху русского реализма, придав новую силу его идеям, обновив его живописное богатство. Испанец П.Пикассо стал не только ярчайшим мастером французской школы, но вобрал в свое творчество принципиальнейшие движения мирового искусства XX века, сосредоточил в себе его нервное напряжение, лихорадочное биение пульса. Пикассо создавал многие из этих движений и умел, измерив их до конца, смело порывать с ними, оставляя у их руин растерянных эпигонов.
П.Пикассо несет ответственность за то, что совершил в искусстве XX века кубизм. К этому течению он пришел не сразу. Долгое время художник оставался в стороне от всех потрясений, произведенных фовизмом и родственными ему течениями. Вступив на самостоятельный путь в свой "Голубой период" (1901-1904), он создает портреты и жанровые типы, в которых развивает тему одиночества, горя, обреченности человека, пронизывающую духовный мир героя и враждебную ему среду. Таков портрет друга художника - поэта X.Сабартеса (1901, Москва, ГМИИ), картины "Странствующие гимнасты" (1901, Москва, ГМИИ), "Нищий старик с мальчиком" (1903, Москва, ГМИИ). В этой живописи, объединенной холодной гаммой синего цвета, сливаются и перерабатываются в духе свойственного Пикассо в те годы скорбного, страдающего гуманизма опыт и психологического портрета, и острой, гротескной урбанистической графики конца XIX века, и мотивы символизма и "стиля мрдерн".
В новый, "Розовый период" (1905-1906) гуманизм, свойственный искусству Пикассо, приобретает утерждающую направленность. Это начало, а не страдание художник прежде всего ищет в своих героях-изгоях добропорядочного благополучия. Такими героями выступают теперь бродячие цирковые артисты. Их типы запечатлеваются с чрезвычайной характерностью, но в его живописи появляются и идеальные мотивы. Они воплощаются в таких классических образах, как "Испанка с острова Майорка" (1905, Москва, ГМИИ), включенной также в композицию "Семейство комедиантов" (1905, Вашингтон, Национальная галерея).
В известном смысле идеально-отвлеченной становится и среда, в которой существуют эти герои. Но ни в коей мере им не свойственна идеализация: они содержат в себе острейшую коллизию гармонии и дисгармонии; мир, где обитают эти люди, - это пепельно-розовая бесплодная пустыня, в которой равными становятся и свобода и одиночество изгнанников. Опора их достоинства - вольное искусство акробатов и арлекинов - это искусство неприкаянных бродяг. Ему присуща своя коллизия тяжеловесной силы и нежной хрупкости, с таким мастерством воплощенная Пикассо в его замечательной "Девочке на шаре" (1905, Москва, ГМИИ). Радости и печали неразрешимым образом соединяются в таких произведениях "Розового периода", как "Семья арлекина" (1905, гуашь, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Вывод, проистекающий из "Розового периода", поистине трагичен - в том мире, который создавал Пикассо в те годы в своей живописи, неосуществимы идеи утверждающего гуманизма: художественная правда оказывает им непреодолимое сопротивление. Но в тысячу крат трагичнее был ответ на новый вопрос, который возникает в этот острейший момент истории его творчества: что же осуществимо в живописи, что она способна и должна делать сегодня? Суть ответа можно представить следующим образом: испытав трудности в воплощении, утверждении духовных, гуманистических идей, искусство вовсе разочаровывается в этих целях, отказывается от их достижения, приходит к выводу, что художественное решение человеческих, жизненных проблем не органично для живописи. Она способна лишь пластическим образом интерпретировать, анализировать, создавать лишь пластические же формы - именно их, и ничего сверх этого.
|