Фрагонар (1732-1806) был одним из художников, которым довелось творить в эпоху `галантных празднеств` и запечатлевать эти празднества. Будучи современником Ф. Буше, Ю. Робера и Ж.- Б. Шардена с одной стороны и старшим современником Ж.- Л. Давида и Энгра - с другой, Фрагонар в живописи словно перекинул мостик из времени Луи XY, времени изящного рококо к бурным годам Французской Революции. Переживший двух Людовиков, якобинский режим, Директорию и тихо скончавшийся в Империи Наполеона I, художник всегда оставался верен своим творческим принципам, которыми спустя много лет восхищались братья Гонкуры. Они, к слову сказать, ценили творчество Фрагонара не меньше, чем любимых японских мастеров кисти.
Лучшие из картин, созданные художником, - `Бедное семейство`, `Поцелуй украдкой`, `Качели`, `Дети фермера`, `Прачки` - не были и не являются каким-то сверхоткровением для знатоков искусства. Многие склонны видеть в произведениях Фрагонара подражание манере Ватто и Буше. Кроме того, время заставляло художника творить в рамках определенных канонов. Влюбленность французского общества середины XYIII в. в легкое, невесомое, жеманное, отношение к жизни, как череде балов, загородных прогулок и утонченных диспутов, - заранее делали довольно ограниченным набор сюжетов и тем произведений. Изначально было ясно, какие цвета должны соответствовать тем или иным сюжетам, что можно, а что нежелательно изображать на холсте. И все-таки Фрагонар сумел вырваться из тесных рамок Канона, стать не просто придворным художником, но крупнейшим французским живописцем восемнадцатого столетия.
Приехав из родного Граса в мастерскую Франсуа Буше изучать живопись, Фрагонар вскоре оказался у Жана-Батиста Шардена, не менее признанного мастера, но тот вновь отправил молодого художника к Буше. Так в 1750 г. Фрагонар очутился среди полотен, целиком посвященных античным и библейским сюжетам, а также портретов прекрасных дам и утонченных вельмож эпохи Людовика XY. Уже в 1752 г. юноша получает Римскую премию. А в 1756-м, привлеченный итальянской живописью XYII-XYIII вв., уезжает в Рим, где в течение пяти лет обучается во Французской Академии (до 1761 г.). Рисует он в это время очень много - как правило, подражает художникам прошлого. Создает ряд пейзажных рисунков - видов окрестностей Рима, Неаполя и др. итальянских городов. Пробует новые материалы - сангину, сепию, а также бистр. Зарисовки с натуры, попытка поймать игру теней, перенести на холст точные пропорции человеческого тела в любом его положении - задачи, над решением которых Фрагонар трудится в Италии. Опыт этих лет не пройдет даром - все 1760-е гг. художник посвятит воспеванию изящества - придавая истинно рубенсовским мотивам галантные формы. Пиры и адюльтеры - но какие невесомые, интимные! Кажется, что Фрагонар незаметно подсматривает за героями собственных произведений. Пусть изобретение этой манеры `галантного подсматривания` принадлежит не ему (вспомним хотя бы `Паломничество на Киферу` Ватто), однако, пожалуй, никто так скромно и так точно не наблюдал за своими персонажами. Стиль наблюдения совсем не навязчив; художник весь уходит в творчество, минимализируя желание `насладиться увиденным`.
Известность приходит к художнику в 1765 г., после картины `Корез и Каллироя`. Отныне к нему `принято обращаться` в среде знати с каким-либо заказом. Такие заказы позволили Фрагонару зарабатывать на жизнь, дабы свободно отдаваться истинному творчеству. Он удачно совмещал живопись ради заработка и живопись `для себя` - одно, к счастью, не мешало другому. Поэтому конец 1760-х - 1770-е гг. отмечен целым рядом восхитительных полотен: `Читающая девушка`, `Купальщицы`, `Прачки`; в это же время художник пишет портреты Дидро и археолога де Сен-Пона, серию офортов, галантных миниатюр. Период, как это принято говорить, `расцвета творчества` Фрагонара продолжается вплоть до начала 1780-х гг. На эти годы приходится создание им чудесного `Поцелуя украдкой`. Художник запечатлел на полотне тайный поцелуй девушки ее кавалером. Второпях, словно на бегу, героиня картины разрешает поцеловать себя в щеку. Кажется, что кавалер припадает к ней, уже скрываясь в дверях. Ощущение воздушности и невесомости. Кисть художника по-прежнему тверда, цвета - прекрасны; ласкает взгляд изящное сочетание голубого, красного и желтого оттенков. В `Поцелуе украдкой` живописец превосходит самого себя, раскрывая зрителю весь свой художественный талант.
Авторитет Фрагонара в искусстве был настолько силен, что к его мнению прислушивается в восьмидесятые годы XYIII в. большинство ценителей искусства. Он одним из первых `официальных` художников понял, что нельзя останавливаться только на `легкой`, `фривольной`, `изящной` живописи. И сделал шаг вперед - работая над передачей настроения своих персонажей, добиваясь точности мельчайших штрихов, фиксирующих мгновенные перемены в душе человека. Это делало картины Фрагонара живыми. По воспоминаниям современников, публика действительно ценила произведения художника и восхищалась им, как творцом.
Не стали исключением и деятели Французской Революции. В отличие от многих прежних художников, отмеченных монархами и подвергнутых забвению или изгнанию в бурные революционные годы, Фрагонаром дорожили. Он продолжал писать картины, будучи назначен на пост хранителя Национального музея, часто бывал членом жюри художественных выставок. В 1790-е годы продолжается его активная работа над иллюстрацией различных изданий. Самое известное из них - книга басен Лафонтена. Стоит вспомнить и картину `Фонтан любви`, написанную тогда же, - своеобразный бенефис творчества художника. В ней Фрагонар вновь целиком отдается вдохновению, достигая замечательного результата. Пожалуй, никто из знаменитых современников-живописцев Оноре Фрагонара так и не смог затмить его таланта.
(Для истинных любителей живописи Фрагонара могу рекомендовать две франкоязычные работы:
1. Portalis R. `Honore Fragonard. Sa vie et son oeuvre`., P., 1889.
2.Dayot A.et Vaillet L. `L`oeuvre de J.-B.-S. Chardin et J.H.Fragonard`, P., 1907.).
Автор: М.Петров
Источник: master.parnas.ru.
|