Немецкое искусство во второй половине XIX в. развивалось в одном на правлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.
Крупнейшим мастером середины XIX столетия был берлинский живописец и график Адольф фон Менцель (1815-1905). Ещё в первой половине века он заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его иллюстрации к труду Франца Куглера `История Фридриха Великого` (1839-1842 гг.) замечательны живым чувством исторического быта. Это неудивительно: художник изучал эпоху прусского короля Фридриха II (1740-1786 гг.) с дотошностью ученого исследователя. Затем внимание фон Менцеля привлекла работа на натуре. Его заинтересовали живые впечатления, движение воздуха и света. В то время живописец создал яркие и цельные образы повседневности (`Комната с балконом`, 1845 г.; `Железная дорога Берлин - Потсдам`, 1847 г.). Фон Менцель - автор первой в искусстве Германии картины на индустриальную тему - полотна `Железо прокатный завод` (1875 г.). Основное отличие немецкого художника от писавших на сходные сюжеты русских передвижников - в точке зрения. Фон Менцель делает здесь своим героем не человека, а машину: в едва освещённом цеху фигуры рабочих в монотонном движении кажутся составными частями огромного механизма.
Искусству фон Менцеля созвучны работы Вильгельма Лейбля (1844-1900), жившего в Баварии и посвятившего большинство картин быту местных крестьян. Лейбль не поверхностный художник, изображающий жанровые сценки, - его скромные герои всегда наделены яркими личностными характеристиками. Эти особенности и развитое чувство формы, ясная, хотя и грубоватая манера письма сближают работы Лейбля с творениями немецких мастеров XVI в.; их, а также французского живописца Гюстава Курбе художник считал своими учителями.
Очень интересным был и так называемый римский кружок, образованный в 60-70х гг. немецкими художниками в Италии. Они стремились создавать произведения, в основе которых лежало бы свободное творческое мышление, подлинный `классический` дух, присущий всем великим периодам развития искусства. Их идейный вдохновитель философ и теоретик искусства Конрад Фидлер (1841 - 1895) считал глаз художника органом особого чувственного восприятия, которое помогает людям открыть первозданное совершенство форм. Художник должен не копировать повседневность, а изучать её, постигая таящиеся в глубине `хаоса действительности` ритм и гармонию, которые составляют суть подлинного искусства.
Взгляды Фидлера воплотил один из руководителей кружка - живописец Ханс фон Маре (1837-1887), автор фресок, украшающих стены библиотечного зала Зоологической станции в Неаполе (1873-1874 гг.). Фон Маре изобразил само здание станции на морском берегу, учёных, отдыхающих под навесом, рыбаков, развесивших сети, лодочников. В будничной тематике художник не видит ничего случайного, его персонажи держатся со спокойным достоинством.
В 80-90х гг. в Германии распространился импрессионизм; это течение возглавил живописец Макс Либерман (1847-1935). Повышенный драматизм, чёткость форм и резкость красок отличают картины Ловиса Коринта (1858-1925), в частности `Отелло` (1884 г.). Его работы предвосхитили искусство начала XX столетия.
По материалам: scit.boom.ru.
|