В английской живописи академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии первым президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в.. Однако наиболее заметным явлением в те годы оказался пейзаж, который в академической среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр. С одной стороны, стремление к реальному отображению мира, утверждение само ценности простых сельских ландшафтов, а с другой - природа как мир страстей и бурных переживаний - всё это нашло яркое выражение в творчестве английских художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.
Сэр Томас Лоуренс (1769- 1830)
Сэр Томас Лоуренс был последним выдающимся английским портретистом конца XVIII первой половины XIX в. Он работал главным образом в жанре парадного портрета. Художник изображал представителей английского королевского дома, аристократов, писателей, актёров и собратьев художников, виртуозно схватывая внешние черты своих героев и придавая им аристократический лоск. В 1820 г. он возглавил Королевскую академию искусств.
Томас Лоуренс. Портрет леди Э. X. Фицрой. Около 1815 г.
Уильям Блейк (1757-1827)
Поэт и художник Уильям Блейк стоит особняком в истории английского искусства. Он был гениальным самоучкой - великим фантазёром и философом. `Ты человек, Бог - не больше, чем ты, научись же поклоняться своей человечности`, - писал поэт в одной из своих книг.
Блейк родился в Лондоне в семье бедного торговца галантерейными товарами. В раннем детстве он начал писать стихи, рисовать и в четырнадцать лет уже работал в гравёрной мастерской.
Уильям Блейк. Дитя радость.
Иллюстрация к сборнику `Песни неведения`. 1789 г. Гравюра.
В 1779 г. Блейк приступил к самостоятельному творчеству, пытаясь выставляться в Королевской академии искусств. Через десять лет он вы пустил сборник стихов `Песни неведения` (1789 г.). Тоненькая тетрадь была собрана из листов, целиком гравированных автором. У него не было средств для типографского издания своих стихов, и мастер обратился к средневековому способу печати: вы резал на металлической пластине одновременно стихотворный текст и иллюстрацию. Блейк изобрёл новую технику - выпуклую гравюру на меди, при которой краска наносилась не в процарапанные углубления, а на выпуклые участки. Благодаря своему изобретению художник добился пластичной, упругой и изысканной линии рисунка, созвучной музыкальному ритму его стихов.
На листе со стихотворением `Дитя радость` изображён изящный цветок, обрамляющий текст, в чашечке цветка сидит женщина с ребёнком на коленях, к которому склоняется ангел. Чудесному и счастливому миру, описанному в стихах, полностью соответствует лёгкое и тонкое графическое оформление.
Через пять лет, Блейк выпустил сборник стихов `Песни познания` (1794 г.) о страшном мире трущоб, тяжёлой жизни фабричных рабочих и их детей. Иллюстрации к нему представляют собой резкие, контрастные изображения, в которых нет воздуха и пространства, а мир замкнут и тёмен. Таков маленький трубочист из одноимённого стихотворения, несчастный заложник огромного безжалостного города.
Блейк чутко реагировал на социальную несправедливость. Он считал, что технический прогресс только ухудшит положение рабочих, и боролся против распространения машин на фабриках. `Лучше предупреждать нищету, - говорил он, - чем спасать от неё. Лучше предупреждать заблуждения, чем прощать преступления`.
Уильям Блейк. Сон Иакова. 1800-1805 гг. Британский музей, Лондон.
Блейк никогда не работал маслом, несмотря на популярность этой техники в XIX в., предпочитая темперу и акварель. Он писал картины на сюжеты из Библии (например, `Сон Иакова`, 1800-1805 гг.), из сочинений английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Миль тона, выбирая нетрадиционные для изображения эпизоды и образы. Картина `Жалость` (около 1795 г.), созданная по мотивам шекспировского `Макбета`, - наглядная иллюстрация слов пьесы: И жалость, будто голенький младенец,
Влекомый вихрем, или херувим
На скакунах невидимых
воздушных...
Уильям Блейк. Жалость. Около 1795 гг. Галерея Тейт, Лондон.
В конце жизни Блейк получил от своего друга художника акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к библейской Книге Иова, а также к `Божественной комедии` Данте Алигьери.
Уильям Блейк. Тогда Господь отвечал Иову из бури.
Иллюстрация к Книге Иова. 1821 г.
Книга Иова часть Ветхого Завета, содержащая рас сказы о болезнях и горестях благочестивого страдальца Иова, который, принимая все жизненные трудности и беды, продолжал верить в Божественную сил) и справедливость.
Каждый абзац библейского текста художник превратил в самостоятельную графическую композицию. На листе `Тогда Господь отвечал Иову из бури` (1821 г.) в центре помещена иллюстрация в прямоугольной рамке: в небесах является фигура Бога (изображение напоминает Бога Творца Микеланджело в росписях свода Сикстинской капеллы). Вокруг располагаются орнаментальные мотивы с включённым в них текстом.
Уильям Блейк. Паоло и Франческа (Вихрь влюблённых).
Иллюстрация к `Божественной комедии` Данте Алигьери. Фрагмент. 1824-1827 гг. Гравюра.
Паоло и Франческа персонажи поэмы Данте Алигьери `Божественная комедия`, несчастные погубленные, ввергнутые во второй круг Ада, где их кружит вечный вихрь, не давая соединиться.
Для оформления `Божественной комедии` Блейк сделал более ста акварельных рисунков и несколько пробных гравюр. Художник не признавал работы с натуры, пред почитая ей безграничные возможности фантазии и творческого воображения. В его иллюстрациях всё движется и меняется, люди бесплотны и похожи на тени, пространство скручивается в воронку, взмывает волной и низвергается потоком, как например, на гравюре `Паоло и Франческа` (`Вихрь влюблённых`, 1824-1827 гг.).
Блейк умер в полной нищете и был похоронен в общей могиле. Открытие его творчества произошло в середине XIX в., а в XX столетии пришло всеобщее признание. В Вест министерском аббатстве в Лондоне - усыпальнице английских королей, государственных деятелей и знаменитых людей - рядом с памятника ми известным поэтам Англии был установлен бюст Уильяма Блейка.
Стиль Блейка для европейского искусства XIX в. уникален. Он сочетает архаичные черты, свидетельствующие об отсутствии у художника специального образования, с творческой фантазией, композиционной изобретательностью и явным стремлением к обобщённым символическим образам. `Моё сердце полно будущего`, - говорил он, предчувствуя, что его жизнь продолжится в стихах, рисунках и гравюрах.
Источник: http://scit.boom.ru/iskustvo |