Польская живопись XIX в. развивалась под влиянием великой романтической поэзии. Матейко, Гроттер, затем Мальчевский и Выспяньский создали подлинный канон польских символов, из источника которого постоянно черпают новые поколения.
Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Главная для польской культуры проблема свободы означала также борьбу за творческую независимость и суверенность искусства. Возрождение польского государства после 1918 г. совпало по времени с интенсивными поисками "польского пути к свободе творчества". Искусство сняло с себя обязательство быть сокровищницей национальной памяти и обратилось к международным образцам, наполняя их местной спецификой. Это был путь, по которому шли объединения художников "Формисты польские", "Ритм", творчество которых было синтезом кубизма, фовизма, экспрессионизма и мотивов отечественного народного искусства. Такой стиль себя оправдал, особенно в прикладном искусстве и архитектуре. Успех ремесленного мастерства и плаката, популярность стилей "Закопане" и "усадебного" - это польский вклад в международное направление элегантного стиля art dйco.
Важным течением стал в свое время конструктивизм - польская разновидность прогрессивного авангарда. Творцы, объединенные в группы "Блок", "Praesens", "а.r." соединяли истовую веру в прогресс и разум с жаждой эксперимента. В визуальный пейзаж страны они хотели внести порядок, дисциплину и функционализм. Художники из "Парижского комитета" поставили перед собой цель изменить вкус поляков. Обращаясь к французскому постимпрессионизму, они боролись за качество и творческую независимость живописи. После II мировой войны колоризм стал ведущим направлением в художественной школе, а его эстетическая доктрина оказалась одной из самых влиятельных и долговечных.
Ключевым этапом, необходимым для того, чтобы понять менталитет поляков, являются годы II мировой войны. Травма, нанесенная оккупацией, страшный опыт концлагерей, массовые вывозы, казни, трагедия холокоста до сегодняшнего дня отзываются эхом в польской живописи, скульптуре, литературе, кино, являясь постоянной точкой отсчета, вечно кровоточащей раной. Первые послевоенные годы до установления диктата соцреализма - это один из наиболее интересных периодов в истории польского искусства. Тогда заявила о себе "Краковская группа" независимых художников и артистов из творческих кругов, связанных с действовавшим во время оккупации театром Тадеуша Кантора. Деятельность "Краковской группы" стала синонимом "освоенного авангардизма", соединяющего в себе стремление к современности с привязанностью к традициям. Поиск художественного пространства и лирическая метафора на грани абстракции позволяют назвать эту польскую разновидность сюрреализма "метафорической живописью".
Годы сталинизма - это период искусства, которым власти пытались манипулировать, сделать всегда готовым к услугам. Во всей Европе шла тогда дискуссия вокруг понятия реализма и большого монументального стиля. Польским словом в этой дискуссии стало искусство творческого объединения "Група самокшталценёва", возглавляемого Анджеем Врублевским. Пользуясь мощными изобразительными средствами, эта группа выражала трагедию войны и послевоенную депрессию. Направление "активного искусства" избрали художники, выставлявшие свои работы в варшавской галерее "Арсенал" в 1955 г., которые боролись за право проявления спонтанных эмоций и трагического видения мира, писавшие не щадящие зрителя картины в стиле экспрессионизма. Легенда "Арсенала" сохранилась как бескомпромиссная позиция, пример искусства, не пожелавшего быть равнодушным, ставшего свидетельством времени и напоминанием о "униженных и оскорбленных".
Политическая оттепель конца 50-х гг. принесла с собой увлечение популярным в мире движением информель, а также "живописью материи". Лучшим примером в данном случае может служить оригинальное творчество "новохутской группы" или живопись Яга Лебенштейна, которая в 1959 г. стала открытием Бьеннале в Париже. С 1960 г., несмотря на политические сложности и ограничения коммунистической цензуры, польское искусство развивалось параллельно европейскому, переживая очередные этапы: новые модификации, концептуализм, хэппенинг, минимализм. О связи с живым "импульсом современности" заботились независимые галереи и художники-авангардисты. Творческая жизнь в Народной Польше, тем не менее, создавала сильное напряжение между творцами и властью. Переломным моментом стал 1981 г. - подавление первой "Солидарности" и введение военного положения.
|