В 1893 г. ученик адвоката Анри Матисс пришел в парижскую `Ecole des Beaux Arts` с намерением посвятить себя живописи. Он явно не соответствовал необходимым стандартам Школы. Да это и понятно - первые серьезные картины Анри начал писать лишь в 1890 г. (т.е. тремя годами ранее), к тому же Матисс находился под очевидным влиянием импрессионистов. Его сочли `неумелым подражателем` последних, поскольку молодому живописцу не хватало даже импрессионистского внимания к деталям, проступающим как бы сквозь пелену ощущения. Однако Гюстав Моро, известный художник и член жюри Школы Изящных Искусств, пожалел юношу, предложив ему заниматься в Школе неофициально. Что Матисс и сделал. Впоследствии он вспоминал Моро с любовью и преданностью, как настоящего Учителя. Ведь именно Гюстав определил главный принцип всего последующего творчества Матисса, сказав как-то в 1895 г.: `Вам предстоит упростить живопись`. Слова эти оказались пророческими.
В конце XIX в. французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Отбушевали страсти по Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Начинающие художники, понятно, во всем стремились подражать недавним `бунтарям` - следовательно, копировали и их манеру письма. Матисс не был исключением. С 1890 по 1902 гг. он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Таковы натюрморты `Бутылка шидама` (1896), `Десерт` (1897), `Фрукты и кофейник` (1898), `Посуда и фрукты` (1901). Через много лет сам художник говорил, что находился в те годы под влиянием живописи Сезанна, а затем и личного знакомства с Великим Мастером. Впрочем, натюрморты и пейзажи раннего Матисса представляют собой, скорее, некие общие вариации на тему `импрессионизм в живописи` - иначе говоря, он словно копирует по-своему всех известных в то время художников-импрессионистов, заимствуя и сводя воедино характерные особенности их творчества. Результат был следующим: имя Матисса знали, но в узком кругу адептов живописи.
К началу века Анри исполнился 31 год (род. в 1869). С 1902 по 1904 гг. он переживает своеобразный `период подготовки`. `Булонский лес` и `Люксембургский сад` (1902) - некое звено между живописью Матисса-импрессиониста и Матисса-фовиста. Художник начинает поиск обнаженных цветовых сочетаний, игру цветовыми пятнами, грубыми и размытыми, но одновременно насыщенными и яркими, совершенно иными, нежели у импрессионистов. Именно эта грубость и насыщенность вызовут позже у критика Л.Вокселя сравнение с `дикостью`. Кроме того, в 1904 г. Матисс сближается с известным пуантилистом Синьяком, отчасти перенимая его манеру письма. Однако в отличие от `точечных` множественных ударов кистью Синьяка, Анри Матисс работает, используя ясно различимые, мощные, как бы неумелые, но искрящиеся жизнью мазки (возникает еще один термин, связанный с именем Матисса, - `дивизионизм` (от лат. `division` -`разделение`)). Свои творческие находки, сделанные в течение 1902-04 гг., художник и называл `подготовкой`. - Он и несколько его товарищей готовились удивить публику новым явлением в живописи - `фовизмом`.
В следующем, 1905 г., в Париже состоялся Осенний салон. На нем выставили произведения художники, основным принципом избравшие `раскрепощение цвета`. `Цвет действует тем сильней, чем он проще`, - писал позже Матисс в `Заметках живописца` (1908). Попав на выставку, критик Воксель был так поражен увиденным, что охарактеризовал новую живопись насмешливым словом `дикая` (фр. `fauve`). Тут же характеристика Вокселя была подхвачена прессой: появился термин `фовизм`. В истории искусств и ранее, и после 1905 г. бывало не раз, что случайный, вызванный отрицательными эмоциями эпитет, обращенный к какому-либо направлению, течению, закреплялся за ним в качестве серьезного научного термина. `Фовизм` - типичный тому пример. Представители Осеннего салона, желая противопоставить себя публике и критике, приняли прозвище `фовистов`, `дикарей`. В своих произведениях они постарались максимально выразить цвет, наслаждались `безумием`, `буйством` цвета. Марке и Дерен, Руо, Ван Донген и Вламинк на пару лет увлекаются этой игрой. Главой своего кружка они сразу же избирают Матисса.
|