Если любого бельгийского школьника спросить, кто самый великий его соотечественник, он без колебаний ответит: `Рубенс`. Этот художник жил три столетия тому назад во Фландрии, ныне входящей в состав Бельгии.
В годы Нидерландской буржуазной революции конца 16-го века фламандскому народу, несмотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании. Но подъем, вызванный революционной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры 17-го века. Наиболее яркими были достижения блестящих живописцев Фландрии - Рубенса и его сподвижников и учеников Ван-Дейка, Снейдерса, Иорданса, Броувера и Тенирса.
Особенности фламандской живописи 17-го века отчетливее всего выступают при сравнении ее с произведениями голландских художников этого периода. Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. Но в то время как голландские художники изображали быт, повседневную будничную действительность, фламандские живописцы, часто связанные заказами католической церкви и знатных дворян, обращались к религиозным и мифологическим темам. В Голландии был развит тип скромного, точного документального портрета, а во Фландрии большее распространение получил парадный портрет. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы. Фламандскому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.
В творчестве Питера Пауля Рубенса ( 1577 - 1640 ) все эти особенности фламандской живописи проявились особенно ярко.
Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии, где быстро завоевал известность. Вернувшись в 1608 году на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника во Фландрии. Перегруженный заказами по украшению различных дворцов и церквей, он начинает работать с большой группой помощников- учеников.
Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками. Правители Фландрии, зная его выдающийся ум и блестящий дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения. Но главным для Рубенса всегда было искусство. Известен такой любопытный рассказ современника. Однажды в Лондоне один придворный увидел, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом с кистью в руке, и удивленно спросил: `Господин посол развлекается живописью?` На это Рубенс ответил: `Напротив, это скорее художник иногда развлекается иногда ролью посла`.
Рубенс много и увлеченно работал над большими, монументальными произведениями. Таков выполненный им в 1611 году для Антверпенского собора алтарный образ `Воздвижение креста`. На огромной картине изображен распятый Христос. Это сильный, мужественный человек, побежденный своими противниками. Мускулистые фигуры палачей, их энергичные движения придают всей сцене характер напряженной борьбы. Не евангельское повествование, а могучее дыхание жизни захватывает зрителя при взгляде на эту картину.
В многочисленных изображениях охоты на хищников (львов, тигров, кабанов) Рубенс передает величайшее напряжение сил людей и животных.
Так же сильно, как и человека, любил Рубенс природу. Он писал величественные пейзажи с горными далями, вздымающиеся скалы, стремительно несущиеся облака. Борьба сил природы, грандиозность мироздания остро ощущались художником.
Много у Рубенса и исторических картин. Его знаменитая серия `Жизнь Марии Медичи` состоит из 21 большого декоративного полотна. Здесь он вводит аллегорические образы и мифологические персонажи и в то же время изображает рядом с ними реальные исторические лица. Так, в картине `Коронация Марии Медичи` с большой достоверностью воссоздана торжественная церемония. Лица изображены с портретной точностью, костюмы исторически верны. Художник показал даже особенности архитектуры готического собора Сан-Дени, где происходила коронация. Но чтобы подчеркнуть особую важность момента, он ввел в картину аллегорические фигуры гениев славы, парящих в воздухе.
|