Интенсивное развитие русского искусства на протяжении XVIII века, прежде всего светского, связанное с этим процессом появление станковой живописи, графики, общий подъем художественной культуры способствовали распространению в России в начале XIX века печатных листовых репродукций произведений живописи. Однако вплоть до конца XIX века они выполнялись вручную, различными способами эстампа, что обусловливало большую или меньшую степень субъективности в передаче оригинала. Творчески интерпретируя оригинал, граверы создавали произведения, обладающие самостоятельным художественным значением, вошедшие в историю как полноценные произведения искусства (гравюры Е.П.Чемесова, Н.И.Уткина и др.). Именно поэтому первые художественные репродукции еще не являются репродукциями в современном понимании этого слова. Факсимильно точное, документальное воспроизведение оригинальных произведений искусства стало возможным лишь в конце XIX века в связи с совершенствованием репродукционных процессов на основе фототехники.
Большинство репродукций произведений живописи до конца XIX века исполнялось литографским способом.
Много литографированных оттисков - репродукций с картин из собрания Эрмитажа и частных художественных собраний - выпустило "Общество поощрения художников", видевшее свою задачу в издании гравюр и литографий на темы отечественной истории. По его заказу литографии выполняла группа художников под руководством А.Г.Венецианова. Для большего приближения к оригиналу часть литографий раскрашивалась полупрозрачным слоем масляных красок; этот способ раскраски, так называемая "литохромия", был разработан Венециановым. В новой форме репродукции - дешевой и доступной литографии - "прогрессивная часть русского общества увидела... действенное средство к демократизации искусства, к распространению его среди более или менее широких масс, прежде всего городского населения...".
Одними из первых русских репродукций произведений искусства и памятников старины, собранных в альбомы, являются "Картинная галерея" А.Плюшара (СПб., 1838) и "Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества..." К.Я.Тромонина (М., 1839) - оба альбома отпечатаны литографским способом.
В 40-50-х годах XIX века широкое распространение на русском книжном рынке получают олеографии - многокрасочные (до 15-20 красок) литографские оттиски репродукций с произведений масляной живописи (лат. oleum - масло), а в более широком смысле - хромолитографские оттиски вообще. Для большего сходства олеографии с произведением масляной живописи типографские оттиски лакировали и дополнительно подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков масляной живописи. Полученные таким способом репродукции часто значительно искажали и "огрубляли" оригинал. Основным потребителем олеографий было мещанство, мелкая и средняя буржуазия и зажиточное крестьянство.
Растущий спрос на репродукции подобного рода привел к созданию специальных мастерских, где выпускались олеографии. Среди наиболее известных - литографическое ателье П.Пти, подготовившее печатные формы для издания М.О.Вольфа "Императорский Эрмитаж. Собрание лучших картин в цветных копиях. Под ред. Ф.Филиппа" (СПб., 1879), фирма Д.Деленга, литографическое заведение А.Э.Мюнстера, одно из лучших в Санкт-Петербурге (основано в 1850 году), выпускавшее репродукции иногда в содружестве с мастерской В.Ф.Тимма.
Большой популярностью у современников пользовались олеографии, исполненные в картографическом заведении А.Ильина (с 1859 года), в числе наиболее известных из них - репродукции с картин И.Е.Репина "Бурлаки", "Л.Н.Толстой на пашне" и др. Олеографии высокого качества выпускало основанное в 1880 году в Петербурге художественное заведение А.Тарочешникова. Выпуск красочных репродукций в технике хромолитографии осуществляли и многие крупные издатели, в том числе А.С.Суворин ("Русская портретная галерея. Собрание портретов знаменитых русских людей, начиная с XVII столетия, с краткими их биографиями". Вып. 1-19. СПб., 1885-1887), М.О.Вольф (серия "Картинные галереи Европы", "Картинная галерея герцога Лейхтенбергского", СПб., 1868) и др.
|