Все люди анатомически одинаковы, поэтому и орудия труда на разных континентах весьма схожи. Виды и конструкции топоров также не являются исключением. Существует даже теория о том, что все виды холодного оружия произошли от бытовых инструментов. Это возможно, но очень сомнительно. И все же к топорам вопросов нет - ими одинаково бодро рубили как деревья, так и головы.
Первые каменные топоры имели довольно короткое древко, округлый (реже заточенный) обух и широкое выпуклое лезвие овальной формы в поперечном сечении. Лезвие привязывалось к древку стеблями растений или жилами животных. Затачивать каменное лезвие довольно проблематично, поэтому топор был во многом ударным, а не рубящим оружием. Его эффективность зависела, в основном, от веса лезвия, так как удлинение рукояти затрудняло его использование.
С приходом бронзового века виды крепления лезвия, форма и способы применения топора не изменились, только рукоять стала длиннее, а заточка - качественнее. С точки зрения классификации изменение произошло глобальное - смена подкласса с ударно-раздробляющего на рубящее. Кроме того, появились разновидности небольших легких топоров для метания. Новые топоры совершенствовались, в основном, за счет расширения режущей части лезвия и придания ему различной формы.
Постепенно совершенствование способов обработки металлов привело к тому, что лезвие стало насаживаться на топорище с последующим расклиниванием. Само топорище расширялось книзу, что препятствовало соскальзыванию лезвия вниз.
Лезвия были двух типов:
- Толстое лезвие с заточкой под большим углом. Такие топоры были эффективны против закованного в латы врага. За счет массы они сминали доспех, а резкое сужение (заточка) лезвия позволяло концентрировать усилие вдоль узкой полосы контакта. С обратной от лезвия стороны, на обухе, топоры часто имели острый, иногда закругляющийся вниз клыкообразный крюк, который при хорошем замахе был способен пробить доспех насквозь. Также он использовался для стаскивания всадника с лошади или захватов оружия или конечностей противника.
-Тонкое лезвие с постепенным сужением к острию и очень острой заточкой. Такое оружие гораздо чаще имело крюк - он являлся единственным элементом для борьбы с броней. Его основным назначением было нанесение глубоких ран незащищенному противнику. Такие раны были тяжелее наносимых мечом из-за бОльшей массы топора и ее концентрации на противоположном от рукояти конце. Древко в области захвата рукой покрывалось насечками или обматывалось материалом, предотвращавшим соскальзывание руки с ручки. Часто в конце ручки имелся набалдашник, который также препятствовал соскальзыванию и предохранял рукоять от разломов и трещин.
Особой разновидностью топоров были топоры с удлиненной рукоятью, предназначенные для работы двумя руками. Насечка на рукоятях у них отсутствовала, а вместо набалдашника имелся острый наконечник для нанесения колющих ударов. Он позволял работать обоими концами топора при перехвате одной рукой вблизи лезвия, а второй - в конце рукояти. Часто вблизи наконечника находилось утолщение или даже своего рода эфес, который предотвращал слишком глубокое проникновение в тело противника и застревание в нем. По сути, это уже гибрид топора с копьем. Хотя такой топор легче `классического`, его эффективность выше за счет разнообразия техники применения, большей сбалансированности и универсальности.
Хотя изначально боевой топор был оружием пехоты, недостаточная эффективность копья и меча против все более прочных доспехов постепенно привела к тому, что топором стали пользоваться и всадники. Вероятно сыграл свою роль и Восток, где кавалерийский топор появился очень рано. Дальнейшая трансформация лезвия привела к появлению легкого универсального топора с длинной рукоятью, которая позволяла доставать противников, не слишком выгибаясь в седле, а форма лезвия давала возможность наносить удары сверху и снизу, не вращая топор. Симметричное расположение лезвия делало его более сбалансированным, а меньшая масса компенсировалась тем, что удар наносился с сильным замахом за счет высоты лошади, нередко на скаку. Тяжелый двуручный топор кавалеристы использовали лишь в особых случаях, широко распространен он не был никогда.
|