В начале XX в. в Петербург из Тибета приехал буддийский монах-лама, бурят по национальности Агван Доржиев. Имя этого человека сейчас почти неизвестно в Петербурге, хотя он внес свой вклад в формирование облика и культурного богатства нашего города. Самым большим его достижением было строительство буддийского храма в Старой Деревне на берегу Большой Невки, который является самым северным буддийским храмом в мире. Доржиев был активным сторонником популяризации не только буддийского учения, но и культуры народов Центральной Азии: бурятов, монголов, тибетцев. В 1901-1903 гг. им были привезены из Тибета и переданы на хранение в Кунсткамеру уникальные вещи - оружие и доспехи тибетского воина.
Защитная одежда тибетского воина рубежа XIX-XX вв. состояла из пластинчатого доспеха, шлема и щита, который изготавливался из плетеного тростника. В те времена Тибет был одним из самых отсталых регионов мира, затерянной в горах средневековой страной, власть в которой принадлежала главе буддийской церкви Далай-ламе.
Доспех состоит из небольших железных пластинок, которые имеют форму ивового листа. Поэтому китайцы называли подобные доспехи `панцирь из ивовых листьев`. Пластинки соединены узкими полосками кожи. Этот тип защитного костюма известен также в Китае и Монголии. Тибетский шлем изготовлен из фигурных металлических пластин, скрепленных кожаными ремешками. Верх шлема венчает небольшой наконечник-трубочка. В древности шлемы тибетских царей украшались веревкой, которая вставлялась в подобный наконечник. По легенде, эта веревка-нить соединяла первых тибетских царей с небом. Благодаря ей цари были бессмертны до тех пор, пока один из тибетских правителей в пылу боя не перерубил мечом небесную нить. В средневековом Тибете в наконечник-трубочку вставлялись петушиные или павлиньи перья. Подобный тип шлема получил широкое распространение у северных соседей тибетцев - монголов.
Вооружение тибетского воина состояло из меча и лука. Традиционный тибетский меч - это прямой однолезвийный клинок - палаш в европейской терминологии. Сразу бросается в глаза несоответствие качества клинка к рукояти и ножнам. Клинок грубо обработан, практически тупой и весь изъеден коррозией. Рукоять, обмотанную проволокой, венчает навершие в виде розетки. Ножны деревянные, обтянутые синим бархатом, инкрустированные кораллами и бирюзой, украшенные орнаментированными бронзовыми накладками, изготовлены гораздо лучше клинка.
Если доспех и шлем являются настоящими боевыми доспехами, способными выдержать удар сабли, то меч производит впечатление оружия декоративного, `ненастоящего`.
Современного человека может поразить средневековый облик доспехов, которые были изготовлены в конце XIX в., и низкое качество меча. Однако необходимо учитывать роль буддизма в этом регионе. Буддизм, отличающийся состраданием и запретом на убийство всего живого, определял жизнь каждого тибетца. Поэтому военное дело и искусство оружейников считались делом недостойным. Лучшие мастера по металлу занимались изготовлением предметов культа, а оружейники занимали самое низкое положение среди ремесленников. Удаленность и труднодоступность Тибета, негативное отношение к военному делу в целом привели к тому, что там вплоть до XX в. сохранились средневековые типы оружия и доспехов. Хотя в начале прошлого века XIII Далай-ламой и были предприняты попытки реформировать тибетскую армию. В это время на вооружение поступили ружья, стволы для которых закупались в Индии. Несмотря на это, в Тибете продолжало существовать стрелковое и холодное оружие Средневековья, надежной защитой от которых являлись шлем и `панцирь из ивовых листьев`.
Тибетский меч. Фрагмент. Тибет. Конец XIX в.
Тибетский шлем. Тибет. Конец XIX в.
Ножны. Фрагмент. Тибет. Конец XIX в.
Тибетский доспех. Тибет. Конец XIX в.
Источник: Журнал "Мир металла"
Автор: Дмитрий Иванов |