Дагестан считается заповедником художественных промыслов. Отечественные историки и искусствоведы чаще всего упоминают следующие традиционные центры: керамики - Балхар, Сулевкент, Испик; художественной обработки металлов и оружейного дела - Кубачи, Харбук, Гоцатль, Амузги, В.Казанище, Кумух, Н.Мулебки, Аксай; ковроделия и ткачества-Джули, Хив, Хучни, Ерси, Касумкент, Урма, Рутул, Хунзах, Ахты, Курах, Кища; резьбы по дереву и камню - Унцукуль, Тама, Санчи, Сутбук, Кубачи. В народном обиходе дагестанцев прочно укоренились словосочетания: `лакские лудильщики`, `балхарские гончары`, `кубачинские златокузнецы`, `лезгинские ковровщицы`, `харбукские оружейники`, `кайтагские вышивальщицы` и т.д. Даже самый простой перечень центров художественных промыслов говорит об их широком распространении и взаимосвязи культур горских народов. Многогранность искусства горцев во многом определялась историческими условиями, в которых жили наши далекие предки. Наиболее высокого развития оно достигло в центральном Нагорном Дагестане, что объясняется близостью к основному `международному` торговому пути, проходящему через Дербент - древний торговый центр Дагестана. В этой географической зоне и оказались жители нынешнего Дахадаевского района.
Вот как шло здесь становление природных промыслов.
Художественная металлообработка
Кубачи
Первенство в этом виде народных промыслов искусствоведы отдают кубачинским мастерам. Это и справедливо, ибо нет в Дагестане такого села как Кубачи, где в течение почти двух тысячелетий сохранялось уникальное искусство художественной обработки металла. Даже само название `Кубачи`, данное аулу в XIV веке турками, означает - `бронники`, так же как и более раннее (VI в.н.э.) - `Зирихгеран`, что по-персидски означало - `кольчугоделатели`. Более тысячи лет назад по Северному Кавказу путешествовал арабский историк Аль-Масуди. Вернувшись в Аравию, он написал книгу `Луга золота и рудники драгоценных камней`. В ней он рассказывает: `За Гумиком, по направлению к Сериру, находится государство под названием Зирихгеран - в переводе означающее `кольчужные мастера`, так как многие из жителей этого государства - мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других железных вещей...` Слава о кубачинских мастерах прошла по многим странам. `Все, даже самые дикие народы Кавказа относятся к этому племени с особым уважением... так как ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия везде находят спрос и дорогую оценку`, - писал в XVIII веке о кубачинцах путешественник Якоб Рейнеггс. Их изделия были выставлены в лучших музеях России, Лондона, Парижа, Вашингтона, получали высшие награды на международных выставках.
Русские и европейские ученые и путешественники считают, что истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. Еще в VI-VII веках здесь производились кольчуги, шлемы, кинжалы, мечи, разнообразная медная и бронзовая посуда, серебряные украшения. В XII-XIV веках высокого уровня достигло производство литых бронзовых котлов, они даже использовались в качестве денежного эквивалента.
Кубачинский (`албанский`) котел имеет полусферическую форму с тремя короткими ножками, двумя-четырьмя боковыми ручками, за которые он подвешивается очаговыми цепями над костром. Сверху котел герметично закрывается медно-чеканной конусообразной крышкой. Скульптурные детали котлов подтверждают преемственность бронзовой культовой пластики Нагорного и Северного Дагестана. Котлы более позднего типа утратили изобразительные сюжеты, когда стали массовым товаром более практичного назначения. Эти котлы сегодня можно увидеть во всех традиционных `домашних музеях` кубачинцев. Они чаще используются для хранения сыпучих пищевых продуктов и как традиционная утварь, передаваемая наследникам. Методом литья изготавливались в начале XIX века светильники необычной формы. В народе их называют `шайтан чираг` - по фамилии одного кубачинского рода Шайтановых, который первым начал отливать такие светильники. Небольшой сосуд внешне похож на узконосую женскую туфельку с ручкой, на четырех низеньких ножках. На носике классической лампы обязательно сидит `птичка` - символ света и мирного очага у горцев. Такой светильник использовался как фонарик при передвижении ночью, освещения камина и совершения особых ритуалов. Нередко поверхность лампы покрывалась орнаментом.
|