Познакомившись со знаменитыми коллекционерами, пора перейти к более детальному разговору о самих знаках почтовой оплаты. Первые знаки почтовой оплаты носили универсальный характер, т.е. ими можно было оплатить доставку чего угодно. Но бурное развитие почтовой службы потребовало выделять некоторые виды почтовой корреспонденции. И начали возникать знаки почтовой оплаты для указания специфики почтового отправления.
Жизнь продолжается, и появляются все новые и новые виды способов доставки почты и новые виды в классификации знаков почтовой оплаты. Бывает и наоборот, какой то способ доставки почты отмирает, а с ним и специализированные знаки почтовой оплаты. Развитие почты в настоящее время привело к тому, что знаки почтовой оплаты опять стали универсальными, а характер почтового отправления, чаще всего определяется наличием специальных почтовых ярлыков или штемпелей. Однако выпуск некоторых видов знаков почтовой оплаты продолжается исключительно по традиции.
Я не буду приводить строгую классификацию знаков почтовой оплаты. Мне хочется просто рассказать читателю о различных, часто довольно необычных, видах доставки почты и о различных филателистических материалах, возникающих при организации данного вида почты. Разделить понятия "почта" и "почтовая марка" невозможно. Поэтому названия глав обязательно кончаются этими словами. А почему иногда "...почта", а иногда "... марки", да просто так мне удобнее. Вот и все. Да и в последовательности изложения не нужно просматривать строгую систему. Просто идет разговор о различных видах почт.
Часть 1. Газетные марки
История газетных марок началась в 1851 году в Австрии. Летом 1850 года в Австрии появилась первая почтовая марка. Новшество одобрили как чиновники, так и население. Однако были и недовольные, причем очень влиятельные люди. Это были издатели газет. Дело в том, что почта потребовала на каждую газету наклеить почтовую марку для оплаты доставки. Для почты доставка газеты ничем не отличалась от доставки письма. Однако издателям это обходилось очень дорого, поэтому они стали развивать службу собственной доставки газет подписчикам. А это уже было невыгодно почтовикам. Выход вскоре был найден. В 1851 году появились специальные марки, получившие название "газетных".
Было выпущено три марки с изображением головы Меркурия (Меркурий посланец богов Олимпа, который разносил вести в самые отдаленные уголки земли). Эти марки не имели номинала и различались только по цветам (синяя, желтая и розовая). Синяя марка применялась для отправки единичных экземпляров газеты, желтая для пакета из 10 газет, а розовая для пакета из 50 газет. Газетные марки продавались только издателям и наклеивались на газеты и тюки с газетами. На почте обертку срывали и уничтожали вместе с погашенными марками. Это и объясняет то, что в настоящее время многие газетные марки являются редкостью. В 1856 году были выпущены марки красного цвета, которая является одной из редчайших марок Европы.
Трудно поверить, но даже синий "Меркурий" при тираже почти 12 миллионов является редкостью. Об этом говорит такой факт, что многие информационные агентства мира сообщили о "филателистической краже века" 17 марта 1970 года.
В тот мартовский день в пражский почтовый музей пришли двое молодых людей. Воспользовавшись тем, что залы были пусты, они вскрыли застекленную витрину, где хранился один из наиболее ценных экспонатов - единственный в мире полный лист "голубых меркуриев". Пригрозив пожилой служительнице музея, которая пыталась усовестить грабителей, молодые люди скрылись, унеся с собой добычу. На следующий день весть о похищении редких марок взволновала весь филателистический мир.
Журналисты высказывали предположение, что этот уникум будет вывезен за границу и продан какому-либо богатому коллекционеру или еще хуже будет разрезан и продан по частям. Таков был первый акт этой филателистической драмы. О краже был поставлен в известность Интерпол, было обещано большое вознаграждение.
|