В течение многих столетий, для красоты, почти все составляющие часов выполнялись из золота или, по крайней мере, покрывались позолотой.
В начале XVI-XVII века почти одновременно в Германии, Англии и Северной Италии появляются маленькие портативные часики. Одними из первых они появились у королевы Елизаветы I и были украшены рубинами, изумрудами, жемчугом, гранатами и агатами. Корпуса и циферблаты украшались не только драгоценными камнями, но и миниатюрами на эмали, при этом все, безусловно, выполнялось на золотой основе.
В XVI-XVII веках во Франции Париж и Блуа особенно славились мастерами росписи на эмали, в то время как английские часовщики эпохи Стюартов украшали корпуса горным хрусталем и цветными камнями.
Радикальные перемены в техническом плане принесло изобретение Хиггинсом сбалансированной спиральной пружины. И с 1675 года часы из предмета роскоши, показывающего время лишь весьма приблизительно, превращаются в прибор высокой точности.
Нововведением XVIII столетия явилась светопроводимая цветная финифть, украшающая позолоченную поверхность корпуса часовых моделей. В это же время, особенно в Англии, большой популярностью пользовалась специальная техника `Repousse`, рельефно изображающая мифологические сцены. Однако по обе стороны Ламанша, часовщики совершали одну и ту же ошибку: производили маленькие серии прекрасных дорогостоящих произведений искусства.
С другой стороны, в Швейцарии в начале XVIII века, уже был начат массовый выпуск часов. Это были простые, но надежные модели, реализуемые по разумным ценам.
К 30-м годам XIX века толщина корпуса часов уменьшилась с 40 мм, какой была в начале XVIII века, до 3 мм. Бережное и экономное обращение с драгоценным металлом с тех пор у часовщиков в крови. В 50-е годы XX века изготовляли изящные добротные дамские часы, на корпус которых уходило всего 1,6 гр золота.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что швейцарская часовая индустрия, после преодоления так называемого `кварцевого кризиса`, обладает самой высокой компетенцией в производстве часов, в том числе и золотых. Неистребимое тяготение людей к `желтому дьяволу` удовлетворяется в Швейцарии настолько, что практически 95% мирового производства золотых часов сосредоточено здесь.
Ежегодно примерно на 450 тысяч золотых часов ставится клеймо швейцарского качества, причем почти 96% процентов продукции изготавливается из 18-каратного золота.
На маленькие дамские часы идет около 8 гр. золота. А среди мужских моделей лидируют часы марки `Rolex`, корпус которых весит около 40 гр. Статистические данные показывают, что мировой часовой индустрии ежегодно требуется 8-12 тонн высокопробного золота.
В этом отношении у Швейцарии мало конкурентов. Три крупнейшие японские часовые фирмы-производители `Citizen`, `Orient` и `Seiko` поставляют ежегодно около 25 000 золотых моделей на мировой рынок, в то время как индийская фирма `Титан` производит от 8 до 10 тысяч экземпляров, выпускаемых под маркой `Tanishq`.
Что касается золотых браслетов к часам, то они весят от 20 до 100 грамм, и на их изготовление уходит ежегодно от 10 до 13 тонн золота высшей пробы в год. И вновь пальма первенства у марки `Rolex`, само название которой в нашей стране воспринимается как синоним баснословного богатства.
Большинство 18-каратных золотых часов (сплав желтого золота с 10% меди и 15% серебра) Швейцария производит на экспорт. В самой же Швейцарии предпочитают сплав темного золота с 12% меди и 13% серебра. Некоторые фирмы для повышения престижа марки используют розовое и красное золото. В получении белого золота сегодня доминирует сплав 16% платины и 9% серебра. Популярность платины на современном рынке неуклонно растет. Следует отметить также, что примерно 75% этого металла поставляется из России. Особое предпочтение отдается белому золоту, в котором содержится лишь 10% хрома. Для получения этого сплава используется также и железо.
|