1Развитие отечественной геральдики - Коллекции и коллекционеры Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Геральдика / Развитие отечественной геральдики
Развитие отечественной геральдики
Статьи

Истоки геральдики
Рождение гербов
Герольды
Виды гербов
Гербы 33-х стран мира
Геральдические термины
Гербы российских городов
Формирование геральдики
Происхождение Российского Государственного герба
Развитие отечественной геральдики
Бестиарий
Вексиллология как раздел геральдики
Геральдические цвета
Основные мотивы геральдики
Основные правила геральдики
Коллекции

Авторские гербы
Дворянские гербы
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Развитие восточноевропейской или славянской геральдики шло другим путём, нежели геральдики западноевропейской. В родовых эмблемах древних славян присутствовали руны - письменность северных народов Европы в средние века. Рунические знаки помещались на печатях, знамёнах, прапорах, монетах.

В VIII веке руны усвоили лехитские племена, у которых также появились особые родовые знаки. В дальнейшем польские землевладельцы, в прошлом несомненно бывшие между собою в родственной связи, в случае угрожавшей им опасности собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой-либо знак, который переходил затем к лицам, состоявшим при этом знамени. Каждое новое лицо приписывалось к уже существующему знамени. Когда геральдика проникла с запада в Польшу, родовые знаки подчинили точным геральдическим правилам. Так возникла польская система геральдики. Таким образом, в основу западноевропейской геральдики легло личное, индивидуальное начало, а в основу польской - родовое. Во второй половине XVII, когда, в результате постоянных контактов с Западной Европой и Польшей, гербы начинают появляться в России, произошло смешение этих двух систем. В русские гербы стараются включить эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Вместе с тем, при составлении герба принимаются в расчёт и личные заслуги. Так появилась "смешанная" или "русская" система геральдики.

Широкое распространение в среде русского дворянства польских обычаев, в которых использование герба было необходимым для каждого дворянина, а также традиция представителей чисто русских родов ссылаться на "выезд" своих предков из чужих земель, вызвал массовое заимствование гербов в готовых, преимущественно польских образцах.

Герб дома РомановыхВ частности, так появился герб дома Романовых - гриф со щитом в одной лапе и поднятым мечом в другой. Дед царя Михаила Фёдоровича Никита Романович Захарьин-Юрьев в 1575 году участвовал в завоевании лифляндского города Пернова, и заимствовал герб герцогства Лифляндского (рис слева)

Большое число русских дворян, в том числе и родственников Романовых, считающих своих предков выходцами из других стран, сохранили в своих родовых гербах гербы стран-прародительниц Так, в гербах Шереметевых, Колычевых, Сухово-Кобылиных, Яковлевых, Боборыкиных и некоторых других используется мотив древнего прусского герба - золотая королевская корона, под ней - два креста, помещенных один над другим, а навершие шлема выполнено в виде так называемого кумиропоклонного дуба, под которым совершали языческие обряды прусские, литовские и самогитские владетели. Это объясняется тем, что все эти дворяне, включая Романовых, вели своё происхождение от боярина Андрея Ивановича Кобылы, который считался потомком древних прусских королей.

Но изображения для родовых гербов брали и из отечественных источников - с печатей удельных князей и знамён земель древней Руси. Отсюда заимствовались мотивы и для городских гербов. Так, лев - герб Владимира, с XII века был гербом владимирских князей. Республиканский герб Новгорода с XV века символизировал вечевой строй - вечевая трибуна (степень) и посаднический жезл на ней (в XVI веке его сменил монархический герб, в котором место степени занял трон, а место жезла - скипетр). Герб Пскова - рысь - изображался ещё в XV веке на республиканских печатях и монетах города. Герб Москвы - всадник - известен с XIV века. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, а также герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, характерным для этих областей в течение многих веков. С древним культом лося связан герб Нижнего Новгорода - лось, в XVIII веке заменённый оленем. Герб Смоленска - пушка и сидящая на ней райская птица - ещё в XV веке чеканился на княжеских монетах этого города. Герб Казани - крылатый змей - объясняется татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Астрахани - сабля и над ней корона - похож на герб Бухары (дуга и над ней цветник). Возможно, у этих гербов общий прототип - в Бухаре в XVII - середине XVIII века царствовала астраханская династия. Герб Вятки - лук и стрела - возник в связи с древним местным обычаем почитания стрел, игравшим роль в религиозных обрядах в этом городе.

Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу (1629-1679). По его просьбе император Священной Римской империи Леопольд I (1640-1705) прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Курелича, который в 1673 году написал оставшееся в рукописи сочинение "О родословии российских великих князей и государей, поднесённое царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврения Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россиею и восемью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями, англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя святого Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Это сочинение служило важным пособием для посольского приказа. Не меньшее значение имел труд "государева печатника" боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати". Вероятно, эти люди и создали первые русские гербы.

В 1722 году Пётр I (1672-1725) учредил герольдмейстерскую контору или Герольдию, которая должна была вести дела российского дворянства, в том числе заниматься разработкой, регистрацией и утверждением гербов. Указом от 30 июля 1721 года "ближнему стольнику" Колычеву поручается произвести с помощью учреждённой при нём Разборной канцелярии общую ревизию служилого сословия. 5 февраля 1722 года Колычев назначается герольдмейстером. Кроме всего прочего он должен был заниматься составлением дворянству гербов. Для этого помощником ему был назначен граф Франческо Санти, а в переводчики к Санти, не знавшему русского языка, Андрей Ольроу.

В обязанности конторы входило предоставление гербов 1) всем обер-офицерам; 2) дворянам, не служившим в армии, но способным доказать своё дворянство за последние 100 лет; 3) иностранцам, доказавшим права на родовые гербы.

Но только указ Павла I (1754-1801) положил начало систематическому учёту гербов российского дворянства. Тогда и был составлен Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, который к 1917 году состоял из восемнадцати частей и включал четыре с половиной тысячи дворянских гербов.

[an error occurred while processing this directive]
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь