Для большинства людей гранат - это ювелирный камень красного цвета. Именно с особенностями окраски связано и само название этого камня. Считается, что оно дано красным прозрачным камням за схожесть с зернами плода гранатового дерева (с лат. `гранум` - зерно). Его предложил в XIII веке ученый и алхимик Альбертус Магнус (Альберт Великий из Больштадта). До введения в обиход понятия `гранат` прозрачные красные камни были известны у греков под названием `антракс`, а у римлян - `карбункул`. Эти названия отражают особенности окраски драгоценного камня и в переводе с греческого и латинского означают `уголек`.
Краткое описание `антракса`, приводимое одним из выдающихся древнегреческих философов Теофрастом в книге `О камнях`, позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что в IV-III веке до н. э. это название относилось именно к гранату, из которого вырезали печати, и был `цвет его красный, а выставленный на солнце, он подобен по цвету горящему углю`.
Подавляющее доминирование гранатов среди красных камней в ювелирных изделиях, относимых к последним векам до нашей и к первым векам нашей эры, представляющих разные культуры, доказывает, что под названием `антракс` или `карбункул` фигурировали именно гранаты. Приведем лишь несколько таких примеров.
Среди множества предметов, найденных в полуподвале `Дома Менандра` в Помпеях - древнем римском городе, погребенном под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н. э., были и гладкие сферические серьги с гранатами.
В Раннем и Высоком Средневековье красные гранаты активно использовались при создании ювелирных украшений и предметов обихода.
К значительным памятникам искусства Раннего Средневековья следует отнести золотые украшения языческого короля англосаксов, обнаруженные в 1939 году во время раскопок курганного погребения в Саттон-Ху в первой половине VII века. Здесь обнаружены декорированные красными гранатами фибулы и наплечная застежка.
Искусность баварских золотых дел мастеров VII века демонстрируют фибула и брошь в виде диска из Виттислингена, художественную выразительность которых определяют многочисленные ярко-красные гранаты. Каролингская эпоха, занимающая особое место в истории раннесредневековой Европы, славится богатством изделий из золота, серебра и драгоценных камней. Ярким примером изысканности и разнообразия использованных материалов является хранящийся в кафедральном соборе Оведьдо агатовый ларец, в котором чудесным образом сочетаются золото, красная эмаль, жемчуг, гранаты и другие драгоценные камни.
Начиная с Раннего Средневековья растет разнообразие красных камней в создаваемых в это время произведениях искусства. Именно в то время начинают активно разрабатываться месторождение красной бадахшанской шпинели (лала). Первое сообщение о рубинах на территории Бирмы (Мьянмы) датируется VI веком. Широкое использование сходных по цвету красных камней приводит к значительной путанице их названии. Активное развитие торговли приводит к появлению новых названий для одних и тех же красных камней в соответствии с особенностями языка людей, добывающих, торгующих и покупающих драгоценные камни. Так, например, на Руси для красных ювелирных камней, кроме антракса, использовались также и такие названия, как `червец`, `вениса` и `бечета`. Читая древние тексты, в которых упоминаются различные минералы, их свойства и места разработок, следует понимать, что все эти названия использовались для обозначения красных ювелирных камней, и не всегда они соотносятся с современной трактовкой понятия `гранат`.
И конечно, не случайно, что в 1270 году Магнус вводит понятие `гранат`. Термин, который объединяет популярные как в античное время, так и в Средневековье темно-красные, красно-коричневые и красные с фиолетовым оттенком ювелирные камни, отличающиеся несколько меньшей твердостью по сравнению с другими драгоценными камнями красного цвета - рубином и шпинелью. Но, несмотря на появление названия `гранат`, еще долгое время красные камни называют по-разному и не всегда в соответствии с их природой.
|