Только в конце XVIII века было доказано, что кораллы представляют собой внешний скелет морских беспозвоночных животных - коралловых полипов. Это наиболее многочисленный класс в типе кишечнополостных многоклеточных животных. Мир кораллов очень разнообразен, класс коралловых полипов делится на два подкласса (по числу щупальцев шести- и восьмилучевые), которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие классификационные подразделения.
Знаменитые коралловые рифы строят мадрепоровые кораллы. Название этих кораллов происходит от итальянского `мадре` - мать и греческого `поро` - отверстие, так как их известковый скелет имеет пористое строение. Отдельные виды кораллов, известные как морские перья, обладают фосфоресцирующими свойствами
и способны ярко светиться.
В качестве ювелирного материала чаще всего используются и наиболее высоко ценятся красные кораллы - горгонарии, названные по имени мифологического чудовища Медузы Горгоны. Самое полное оформление легенды о Персее и Медузе Горгоне дано Овидием. В его изложении кораллы образовались, когда Персей пролетал над морем с головой побежденной Медузы Горгоны, и там, где капли ее крови падали в море, выросли красные кораллы.
Изделия из коралла известны с глубочайшей древности. Бусинки из розового коралла найдены в культурных слоях палеолита на территории Германии (пещера Вильдшейер) и Швейцарии.
Известен был коралл и жителям древнего Междуречья и Египта. Отметим, что сочетание коралла и бирюзы встречается в произведениях ювелирного искусства различных культур.
Так, среди экспонатов Эрмитажа есть золотая сакская гривна (V-IV век до н. э.), украшенная кораллами и бирюзой.
Чрезвычайным разнообразием отличается использование коралла на Востоке. Кораллы шли на отделку мебели, конской упряжи, холодного и огнестрельного оружия и др. Характерным примером может служить турецкое оружие, относимое к трапезундской группе, украшенное позолоченными серебряными накладками и кастами, в которые помещены крупные кораллы и более мелкая бирюза.
Особо знамениты небольшие с изогнутыми клинками трапезундские кинжалы. Рукояти и ножны кинжалов украшены в едином стиле крупными кораллами и мелкой бирюзой, расположенными в определенном порядке, образуя геометрический орнамент. Высокохудожественными изделиями из коралла по праву славится Китай. Из поколения в поколение передается редкое и тонкое искусство понимания цвета, формы и строения материала, нашедшее прекрасное воплощение в резьбе по некоторым видам природных камней, среди которых следует особо выделить коралл. Из Китая искусство обработки коралла проникло в Японию.
Характерным проявлением мастерства японских мастеров - резчиков по камню является эрмитажная коллекция фигурок нэцке, многие из которых выполнены из коралла. В Древнем Риме особой популярностью пользовались веточки из красного коралла, по внешнему виду схожие с фигурой человека, использовавшиеся как
амулеты от сглаза.
Для средневековых ювелиров Европы красный коралл был одним из экзотических материалов. Твердые разветвленные веточки кораллов были столь необычны и привлекательны, что из них изготавливали рукоятки для ножей и вилок. Оригинальное применение красному кораллу нашел брат самого известного немецкого ювелира эпохи Ренессанса Венцеля Ямницера Абрахам. Созданный им кубок (конец XVI века) иллюстрирует древнегреческий миф о любви Аполлона к дочери речного бога Пенея Дафне, давшей слово хранить целомудрие.
В XVII-XVIII веках подобные кубки из скорлупы кокосовых орехов и страусовых яиц, из экзотических раковин моллюсков и улиток были весьма популярными среди европейских мастеров. Их необычные формы и краски открывали простор фантазии ювелиров, создававших самые причудливые предметы. Прекрасный кубок, выполненный из раковины наутилуса, экспонируется в Дрездене в одном из самых обширных собраний драгоценностей - музее `Грюнес Гевёлбе` (`Зеленые своды`). В 1724 году дрезденский придворный ювелир И. Х. Кёлер композиционно выдержанно и удачно поместил раковину моллюска на ножку в виде дракона с коралловым хвостом.
|