Первое письменное упоминание `топаза` встречается в Септуагинте (III-II век до н. э.) - старейшем греческом переводе Ветхого Завета. Драгоценные камни упоминаются в различных местах Септуагинты, но главным образом в Книге пророка Иезекииля и Исходе. В ряду древнегреческих терминов, обозначавших двенадцать камней нагрудника Первосвященника Аарона и двенадцать символических камней города Тира, присутствует `топазион`, или `топадзион`. Полагают, что это название отражает особенности окраски камня, переводчики Ветхого Завета производили имя самоцвета от древнеиндийского `тапас`, обозначающего огонь или пламя. Таким образом, изначально под названием `топаз` объединялись прозрачные камни желтого или золотистого цвета.
Поскольку наперсник Первосвященника, захваченный римлянами после разрушения Иерусалима, бесследно исчез, то нет и доказательства тождественности библейского `топаза` одному из возможных камней желтого цвета.
Благодаря известному ученому энциклопедисту Плинию Старшему (погиб при извержении Везувия в 79 году н. э.) широкую известность получила другая версия происхождения названия `топаз`. Согласно Плинию, название камня происходит от острова в Красном море.
Однажды, изнуренные голодом и непогодой, к острову пристали троглодиты - пещерные люди.
Они стали выкапывать растения и коренья и таким образом обнаружили камень, отличающийся особым зеленым цветом. Остров, часто окутанный туманом, назвали Топаз, что на языке троглодитов означает `искать`. Сопоставив зеленый цвет камня и место его обнаружения, многие исследователи, видимо, справедливо полагают, что под названием `топаз` вслед за Плинием долгое время фигурировал другой самоцвет, известный сегодня как благородный оливин, перидот или хризолит. В свою очередь, желтые `топазы` Ветхого Завета, вероятнее всего, стали называть `хризолитами`.
Путаница в названиях `хризолит` и `топаз`, различная трактовка этих понятий в разное время и у разных авторов затрудняет анализ истории их освоения человеком.
Восстановление справедливости и разделение понятий `хризолит` и `топаз` с описанием свойств этих минералов произошли лишь в XVII веке. Фламандский врач Ансельм Боэций де Боотд сделал это в своей знаменитой книге `История гемм и камней` - книге, которая стала наиболее популярным в Западной Европе справочником по драгоценным камням. Но особенно популярным топаз стал только в XVIII и XIX веках.
Самыми древними изделиями из топаза, видимо, можно считать нуклеусы, обнаруженные на Урале при раскопках стоянки первобытного человека в районе Угалинских озер. Узкие пластинки в виде лезвий, или нуклеусы, первобытный человек обычно изготавливал из кремня и других горных пород. Находка топазовых нуклеусов на Урале имеет, видимо, частное значение и отражает геологическую специфику данного района.
К числу уникальных памятников ювелирного искусства домонгольской Руси относятся украшения из клада, найденного случайно в 1822 году на месте Старой Рязани - древнего русского города, разоренного ордами Батыя в 1237 году. Клад состоит из предметов, выполненных в XII - начале XIII века: колтов, браслета, серег, колец и оплечных украшений - барм, надевавшихся поверх парадных одежд.
Хранящиеся в Оружейной палате золотые бармы поражают изяществом и цветовой палитрой.
Мастер, создавший этот шедевр ювелирного искусства, использовал самые разные драгоценные камни: аметисты, гранаты (альмандины), сапфиры, горный хрусталь, топаз, яшму и жемчуг. Однако преобладание близких по тону аметистов и гранатов позволило мастеру достичь гармонии и равновесия в цвете и тем самым добиться особой выразительности изделия в целом. Бармы рязанского клада, видимо, можно считать одними из самых ранних сохранившихся до наших дней ювелирных украшений с топазами.
Высочайшим совершенством, изысканностью и богатством отличается оклад евангелия, выполненного по повелению Ивана Грозного в 1571 году для Благовещенского собора Московского Кремля. Удивительное изящество и целостность декоративного решения этого оклада определяется тонкой гармонией, достигнутой мастером в сочетании густо-синих сапфиров, золотистых топазов, темно-вишневых турмалинов, ярких по цвету изумрудов и рубинов, разноцветной эмали и золота. Сохраняя большой такт и вкус, мастер не перегрузил свое произведение драгоценными камнями. Сглаженность и округлость драгоценных камней прекрасно согласуются с круглыми медальонами, создавая единую симметричную и орнаментально выдержанную композицию.
|