Выбор этого самоцвета в качестве подарка определяется, во-первых, удивительным разнообразием его ювелирных разновидностей, имеющих различные названия, долгую и интересную историю использования. Во-вторых, многие разновидности этого минерала широко используются в христианской символике и имеют, так же как и предстоящие праздники, очень тесную, прямую или опосредованную связь с именем Господа.
Основой для развития христианской символики драгоценных камней послужило упоминание о них в книгах Библии. Конечно, приводимые в Библии названия самоцветов не всегда возможно однозначно соотнести с современной их номенклатурой, но большинство достаточно точно идентифицированных камней являются разновидностями кварца. К ним относятся по крайней мере пять из двенадцати библейских камней с основания стены Небесного Иерусалима и с наперсника Первосвященника. В Ветхом Завете, в книге Исход названы 12 драгоценных камней с именами израильских родов, которые украшали наперсник Первосвященника и, по словам иудейского историка Иосифа Флавия (I век), символизировали духовные качества Бога. Другой перечень 12 камней фигурирует в Новом Завете при описании стены Небесного Иерусалима, их связывают с именами апостолов, сопоставляя их добродетели с символическим значением камней.
В обоих списках присутствует аметист - кварц фиолетового цвета, один из очень давно и широко используемых драгоценных камней. Общеизвестна приписываемая аметисту способность `отгонять лихие думы`, предохранять от опьянения и способствовать избавлению человека от искушений. Появление таких полезных свойств аметиста легко объяснимо, если вспомнить традицию обязательного разбавления виноградного вина водой в Древней Греции и Риме. Цвет аметиста в украшении подсказывал, какое количество воды следует добавить в вино. А от свойства сохранять трезвость мысли и избавлять от опьянения легко перейти и к более общей способности аметиста предохранять от всех греховных помыслов. Неслучайно аметист является камнем христианской церкви, выступая символом совершенства, скромности и смирения. Согласно мнению французского богослова Рабана Мавра (IX век), в аметисте отражена `постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных`. Это излюбленный камень для украшения предметов церковного обихода - окладов икон, ковшей, крестов и т. п.
Широко используются в произведениях церковного искусства и другие разновидности кварца.
Одним из старейших (XV век) в сокровищнице собора Святого Петра в Риме является `Дворцовый крест`, выполненный из золота и горного хрусталя. На пересечении перекладин в него вставлен фрагмент дерева от Истинного Креста Господня. В древности полагали, что удлиненные кристаллы горного хрусталя являются водой, которая замерзла настолько, что потеряла способность таять. Отсюда и название хрусталь (кристаллос), так по-гречески именовали лед. Вполне естественно, что прозрачность, чистота и холодность этого камня сделали его символом невинности и постоянства.
Видимо, неслучайным является и столь явное созвучие в имени Божьем и названии камня.
Удивительным изяществом и богатством использованных драгоценных камней (более 800) отличается реликварий, изготовленный для мощей Святой Елизаветы Тюрингской, дочери венгерского короля Андреа II, канонизированной в 1235 году. Одна часть реликвария - агатовая чаша позднеримского или, возможно, византийского периода, золотая оправа датируется XIII веком.
Примеры использования различных разновидностей кварца в предметах церковной утвари можно перечислять бесконечно. Это многочисленные камеи, вырезанные на агате, ониксе, хризопразе, сердолике и аметисте, являющиеся главным элементом панагий и других святынь. Обилием самоцветов, в том числе и разновидностей кварца, отличаются оклады святых чудотворных икон и Евангелий и других особо почитаемых церковных реликвий.
Как видим, различные разновидности кварца имеют прямую или опосредованную связь с именем Христа и, конечно, трудно посоветовать лучший подарок к наступающим праздникам, чем украшения из этих удивительных и разнообразных по цвету и рисунку самоцветов.
|