Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Скульптура / Скульптура и резьба по дереву

Скульптура и резьба по дереву

<<назад
Статьи

Религиозная скульптура
Скульптура Древнего Египта
Скульптура Древней Греции
Древнерусская скульптура
Необычная скульптура
Храмовая скульптура Индии
Древняя китайская скульптура
Скульптура 18 века
Скульптура из бронзы
Скульптура в доме
Фигура в индийской скульптуре
Металлическая скульптура Мюнхена
Эрмитаж
Органическая архитектура и парковая скульптура
Архитектура и скульптура Месопотамии
Архитектура и скульптура Крита. Эгейская культура
Архитектура и культура этрусков
Архитектура и культура империи Каролингов
Архитектура и скульптура Мезоамерики. Инкская культура
Архитектура стран Востока
Архитектура романского стиля
Архитектура и скульптура барокко
Скульптура малых форм. Мелкая пластика
Золотой фонд скульптуры
И сразу все понятно 1
И сразу все понятно 2
Скульптура и ее расположение. Не памятник красит место
Женские образы в скульптуре
Воспетые в камне герои
Скульптура и живопись
Еще о мемориальных досках
Церетели. Авторская скульптура - скульптура без границ
Пермская деревянная скульптура
Скульптура и резьба по дереву
Искусство древнего Египта
Подделки как эталон спроса
Свойства, техника и задачи скульптуры
Скульптура - это...
Движение действия и пространственное движение
Скульптуры: жанры и виды
Великие скульптуры
Скульптура как ремесло и искусство
История развития скульптуры
Коллекция Государственного Русского Музея
Полезные советы
Коллекции

Творения признанных мастеров
Современная скульптура
Люди СССР в коллекции Алексея Галушкова
Животные в коллекции Алексея Галушкова
Сказочные персонажи в коллекции Алексея Галушкова
Советские дети в коллекции Алексея Галушкова
Скульптуры из старых автозапчастей австралийского скульптора Джеймса Корбетта
Слоники
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3 

0В лесном северном краю всегда на высоком уровне развития находилось искусство резьбы по дереву. Из дерева вырезалась посуда, из дерева выполнялись все элементы жилища. У финно-угорского и славянского населения в древности существовала и культовая деревянная скульптура (идолы). С принятием христианства искусство деревянной скульптуры не заглохло, хотя и претерпело значительные изменения. В интерьерах северных церквей, особенно в дальних погостах и деревнях, появились резные изображения популярных святых.

К числу наиболее ранних произведений деревянной скульптуры в собрании Вологодского музея относятся изображения Георгия на коне и фрагмент фигуры Параскевы Пятницы (XVI в). Обычно такие резные фигуры помещались в раскрашенные киоты и выделялись на их фоне высоким рельефом. Оба произведения расписаны темперными красками, причем раскраска имеет иконописный характер: в личном письме, как обычно, имеется санкирь, вохрение и движки, на одеждах написаны складки и орнаментальная отделка. По-видимому, роспись подобных скульптур выполнялась иконописцами.

В северной деревянной скульптуре почти нет сюжетов, которые не были бы заимствованы из иконописи. Создается впечатление, что резчики добивались своеобразной материализации изображения, как бы уменьшая дистанцию между людьми и `святыми заступниками`. Временем расцвета для северной деревянной скульптуры стала эпоха барокко. В это время деревянная пластика проникает в состав иконостаса. Вначале между чиновыми иконами и по верху иконостаса появляются резные изображения херувимов и серафимов, а вскоре иконостас увенчивается резным `Распятием` с предстоящими. Образы скульптур постепенно становятся более динамичными и живыми.

Деревянная скульптура первых десятилетий XVII века была по преимуществу низкорельефной и нередко включалась в орнаментальный строй плетения резных `трав` - растительного узора. К произведениям такого рода относятся врата с резной композицией `Древо Иессеево` из Вознесенской церкви Великого Устюга. Плоскорельефные фигуры и сцены были широко распространены в северных сельских и городских храмах до конца XVII века, а в резьбе царских врат они встречаются и в более позднее время. Персонажи таких произведений отличаются статичностью позы и декоративностью силуэта.

К концу XVII века деревянная скульптура получила на Севере широкое распространение. Этому способствовал расцвет эстетических идей барокко на русской почве, требовавших активного освоения в искусстве реальных форм окружающего мира и наполнявших творчество народных мастеров узорочным многообразием и красочностью `вертограда многоцветного` - земного бытия. Другой же причиной, немало содействовавшей развитию культа резных изображений на Севере, было определенное сохранение у местного населения древней традиции поклонения `болванам издолбленным` - языческим идолам. В дальних сельских храмах деревянные скульптуры помещались на видном месте, и церковные обряды завершались поклонением статуям с приношением даров - денег, холста, яиц. Православное духовенство со времен Стоглавого собора (1551 г.) неодобрительно смотрело на вторжение скульптуры в церковный интерьер, не без оснований усматривая в ней отголосок языческих культов. В XVIII-XIX веках резные изображения изгонялись и уничтожались почти с таким же размахом, как некогда Стефан Пермский (XIV в.) искоренял языческих идолов. Острие гнева церковных сановников было направлено прежде всего против мастеров неименитых, жителей близлежащих сел и деревень, чьи произведения часто не блистали ни тонкостью и тщательностью отделки деталей, ни изяществом пропорций, но дышали искренностью чувства и привлекали оригинальностью образного решения. В указе Синода от 22 мая 1722 года, запрещавшем иметь в храмах такие резные изображения, им давалась весьма нелестная характеристика: `...Дерзают истесывати их неотесанные невежды и вместо сообразных святых и благообразными лицами образов безобразные, на которые смотрети гадко, болваны и шуды поставляют...` Творчество северорусских мастеров резьбы по дереву развивалось в едином потоке русской художественной жизни и несло на себе явственную печать стилистических поисков и достижений своего времени.

 1  2  3 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь