Расцвет искусства декорирования манускриптов пришёлся на Средние века. Иллюстрирование рукописных книг получило распространение как в христианских (Византия, славянские государства, Грузия, Армения, Франция, Германия, Англия, Ирландия), так и в мусульманских странах (Персия, Средняя Азия и Индия).
Самые ранние образцы европейской средневековой миниатюры датируются IV в. (Византия). Эра рукописных книг завершилась в середине XV в. с изобретением печатного станка. При кажущейся самостоятельности традиций книжного искусства в Западном и Восточном регионах они обнаруживают много общего в идеологическом, стилистическом, жанровом, техническом отношениях. Это вытекает из единства средневековой культуры Запада и Востока, в которой органично сочетались наследие античности, научные исследования восточного мира, теологические изыскания византийцев и европейское христианское богословие.
"Метафизика света", комплекс поздне-античных и средневековых представлений о свете, предопределила широкое применение золота в декорировании манускриптов. Оно явилось элементом, усиливавшим цветовую подачу изображения. Обладая различной отражательной способностью и всевозможными оттенками, а также такими качествами, как плотность и прочность, мерцание и свечение, золото стало ведущим элементом в книжном деле.
Драгоценный металл воплощал в первую очередь свет истины и славы. Поскольку красота его, по утверждению византийского теолога Василия Великого, принадлежит к числу "простых", "абсолютных" и "неделимых", соотносимых с божественным совершенством.
Византийская миниатюра иллюстрировала преимущественно сакральные тексты - Библии, Евангелия, Псалтири, Бестиарии, святожитийную литературу, литературно-теологические произведения византийских авторов (Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина). Яркий пример святожитийного жанра - "Менологии" (Четьи-Минеи), написанные и проиллюстрированные в X в. Один из наиболее роскошных средневековых манускриптов содержал 430 украшенных золотом миниатюр.
До XIV в. "книжное дело" было сосредоточено в монастырских стенах (первым из таких монастырей стал основанный в VI столетии в Калабрии византийский Вивариум, при котором находилась академия по подготовке переписчиков). Очевидно, что столь богатое оформление книг требовало усилий специалистов разного профиля: каллиграфов, рубрикаторов, иллюминаторов, ведавших как раз золотыми росписями, переписчиков, миниатюристов, мастеров обработки кожи и переплётчиков, создававших золотые и серебряные оклады и кожаные переплёты, тиснённые золотом. Листовое золото использовали при оформлении фонов, переплётов, а творёное (порошковое) смешивали с другими веществами, чтобы получить жидкую краску для прорисовки орнамента и иллюстраций.
Европейские рукописные книги, включавшие помимо Священных Писаний произведения античных авторов, а также словари, грамматики, рыцарские романы, различные "вселенские хроники", декорированы скромнее, нежели византийские. В Западной Европе присутствие листового золота свелось к минимуму (в основном при создании окладов), а творёное в виде золотых чернил использовалось лишь для изображения нимбов, маргиналий (рисунков или комментариев на полях), миниатюр, буквиц, инициалов и отдельных абзацев. Правда, порой инициалы превращались в гигантскую сверкавшую золотом картину, вытеснявшую текст, как, например, в латинских рукописях VII-IX вв.
На Руси на смену `золотому` стилю ранних миниатюрных манускриптов, выдержанных в "византийском" духе (Киевская и Феодоровская Псалтирь, новгородское "Мстиславово Евангелие"), в XII в. пришёл аскетичный "местный" стиль, или, вернее, совокупность стилей. Самым своеобразным был новгородский стиль с его плоскостными инициалами и заставками, обведёнными киноварным контуром ("киноварное плетение").
На Востоке расцвет искусства оформления рукописных книг пришёлся на XIV-XV вв. Именно здесь золото нашло максимальное применение - значительно большее, чем в западной и даже византийской традиции. Культ золота вытекал из иранской и индийской мифологии, положений ислама, в частности суфизма. Например, согласно Ригведе, мир первоначально представлял собой водное пространство, на поверхности которого плавало золотое космическое яйцо. В иранской традиции верховный бог зороастрийцев Ахурамазда создал небо в форме золотого яйца, вершина которого достигала Бесконечного Света. Золото воплощало свет солнца и огня, а лучезарностью наделялись многие божества. Символика света, а следовательно, и золота получила новое преломление в исламе.
|