Родиной открытки считается Англия. Самую раннюю поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне. Она датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Создание приписывают герцогу Орлеанскому, который, сидя в тюрьме, написал любовное послание своей жене, приурочив его к празднику Святого Валентина.
До середины 1820-х годов прямоугольник бумаги с линиями для адреса и местом для марки на одной стороне и каким-либо изображением на другой называли "открытым письмом". Потом это название сократили до слова "открытка".
Надо отметить, что до 1860-х годов открытки были исключительно ручной работы. Художники рисовали и раскрашивали каждую в своем стиле. Столь кропотливая, почти "ювелирная" работа заставляла издателей искать различные, порой неожиданные, способы изготовления открыток. Для украшения использовались птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожа, бисер, резина, бархат, шелк и другие необычные материалы.
В Россию мода на открытые письма пришла гораздо позже, бум почтовых карточек пришелся на начало ХХ века. Поздравительные открытки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке, а иногда дорисовывали российскую символику.
Одной из самых знаменитых поздравительных карточек считают подарок, в 19 веке преподнесенный художником Джона Хорсли. Как-то он решил поздравить с Рождеством своего друга, государственного чиновника сэра Генри Коула, оригинальным способом. Для этого он создал настоящий рождественский триптих (12x7 см): в центре художник поместил друга с домочадцами, сидящих за рождественским столом, а по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись "Веселого Рождества и счастливого Нового года!".
Открытка имела бешеный успех - ею восхищались, а Коулам, которые охотно показывали ее родственникам и знакомым, завидовали. Интерес к открытке не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.
Было отпечатано около тысячи копий, и за каждую открытку семья получила по шиллингу - в то время это были очень большие деньги! Однако семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам - не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.
Сейчас в мире из тысячи открыток Коулов сохранилось всего 12. Одна из них и была недавно продана в Англии за 22 тыс. фунтов стерлингов.
Аукционы среди филокартистов не редкость. Более того, в некоторых странах Европы, филокартия почти приравнивается к коллекционированию картин, а для "мини-полотен" существуют специальные музеи. Так, в венгерском городе Серенч представлено около 650 тысяч экспонатов почтовой открытки, а неподалеку от Брно (Чехия) хранится коллекция, насчитывающая более 2 миллионов почтовых "малюток", уникальное собрание которых принадлежало филокартисту Антони Коченда. Огромное собрание открыток, которое в последствии было распродано, было и у советского гражданина Тагрина. Он собрал 700 тысяч экземпляров. В Государственной Третьяковской галерее хранится коллекция из 400 тысяч открыток. Музей получил ее в дар от семьи В.В.Шлеева, кандидата исторических наук, искусствоведа, лауреата Золотой медали АХ СССР, археолога и библиографа, увлекавшегося собиранием открыток.
Есть филокартисты и в наше время. Конечно, не все из них полностью преданы этому хобби, но детское увлечение порой определяет судьбу почитателей поздравительных карточек. Например, открытки с артистами в детстве собирали Валерий Леонтьев и Наталья Гундарева, а актриса Любовь Полищук увлекалась темой балета.
|