В эпоху романтизма в искусстве переплета появились орнаменты с готическими архитектурными мотивами. Этот стиль оформления переплета получил название соборного (`а ля катедраль`). Отделка переплета производилась с помощью техники блинтового тиснения. Ведущим мастером соборного стиля был Тувенен. В сходной технике работали несколько мастеров во Франции, которые создавали превосходные по технике изготовления переплеты, отличавшиеся эклектично-ретроспективным стилем художественного оформления.
В XIX веке искусство переплета в Германии пришло в упадок, а с середины столетия признаки упадка наблюдались и в других европейских странах. В конце XIX века были предприняты попытки найти для художественного переплета новые формы, отвечающие изменившимся техническим условиям и художественным требованиям.
Новые веяния в области искусства переплета связаны с деятельностью Уильяма Морриса и художников его круга. Начиная с 1893 года Т.Кобден-Сэндерсон содержал при типографии `Доуэс-Пресс` переплетную мастерскую, в которой сотрудничал и Моррис. В своих переплетах он вернулся к максимальной простоте отделки. Часто он использовал лишь скромные легкие пергаменные футляры, украшенные очень экономно. При этом он выступал как сторонник идеи стилистического единства переплета, содержания и оформления книги. Тем самым Моррис заложил основы современного художественного ручного переплета.
Новые элементы в искусство переплета принес югенд-стиль, но затем переплет начал развиваться в рамках движения за обновление книжного искусства. Если переплетчики прошлого украшали книгу без учета ее содержания и думали лишь о ее внешней декоративности, то в современном ручном переплете выбор оформительских средств производится в зависимости от структуры книги и оформление определяется ее содержанием.
В Германии пионерами нового переплетного искусства стали Пауль Адам (? - 1931) и Пауль Керстен (1865-1943). Пауль Адам был не только практиком, но и занимался обучением молодежи в профессиональных школах Дюссельдорфа, много публиковался и стал организатором Союза немецких переплетчиков. Пауль Керстен заменил фигурные элементы в оформлении переплетов линейно-символическими и вернул переплетному искусству его ремесленно-техническую основу. Таким образом, в современном переплетном искусстве линия и геометрическая форма во всем их многообразии, а также символический орнамент и шрифт снова стали основой оформления.
В последние десятилетия переплетное искусство в большинстве стран достигло значительного развития в техническом и художественном отношении. При этом отсутствуют какие-либо единые стилевые признаки оформления. Для современного искусства переплета характерно невероятное разнообразие стилей.
http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=109 |